Постановление Администрации г. Таганрога от 24.11.2015 N 3516 "Об основных направлениях бюджетной политики и основных направлениях налоговой политики муниципального образования "Город Таганрог" на 2016 - 2018 годы"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТАГАНРОГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2015 г. № 3516
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЯХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД ТАГАНРОГ" НА 2016 - 2018 ГОДЫ
В соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Уставом муниципального образования "Город Таганрог" и Решением Городской Думы города Таганрога от 30.09.2013 № 590 "Об утверждении Положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе муниципального образования "Город Таганрог" постановляю:
1. Утвердить основные направления бюджетной политики и основные направления налоговой политики муниципального образования "Город Таганрог" на 2016 - 2018 годы согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Первому заместителю главы Администрации города Таганрога, заместителям главы Администрации города Таганрога по курируемым направлениям, Финансовому управлению г. Таганрога (Лях Т.И.) обеспечить разработку проекта бюджета города Таганрога на основе основных направлений бюджетной политики и основных направлений налоговой политики муниципального образования "Город Таганрог" на 2016 - 2018 годы.
3. Пресс-службе Администрации города Таганрога (Яковлева Т.Г.) обеспечить официальное опубликование настоящего постановления и представить информацию о его опубликовании в общий отдел Администрации города Таганрога.
4. Общему отделу Администрации города Таганрога (Лунева Н.А.) обеспечить представление копии настоящего постановления и информации о его официальном опубликовании в Правительство Ростовской области в установленные сроки.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Мэр города Таганрога
В.А.ПРАСОЛОВ
Приложение
к постановлению
Администрации
города Таганрога
от 24.11.2015 № 3516
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД ТАГАНРОГ" НА 2016 - 2018 ГОДЫ
Настоящие основные направления сформированы в соответствии с основными направлениями бюджетной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, одобренными на заседании Правительства Российской Федерации 25.06.2015, положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014, Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р, основными направлениями бюджетной политики и основными направлениями налоговой политики на 2016 - 2018 годы, утвержденными постановлением Правительства Ростовской области от 11.11.2015 № 86.
1. Основные итоги реализации бюджетной политики
и налоговой политики в 2014 году и за девять
месяцев 2015 года
Бюджетная политика, проводимая Администрацией города Таганрога, ориентирована на эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами, что является базовым условием для устойчивого экономического роста, своевременного исполнения социальных обязательств и достижения других стратегических целей социально-экономического развития города Таганрога.
Исполнение бюджета города Таганрога за 2014 год составило: по доходам - 5 827,1 млн. рублей и по расходам - 6001,6 млн. рублей. Дефицит бюджета города Таганрога по итогам 2014 года составил 174,5 млн. рублей, в целях покрытия которого были привлечены необходимые источники его финансирования.
Среднедушевой бюджетный доход на жителя города Таганрога составил 23,0 тыс. рублей.
Собственные налоговые и неналоговые доходы составили 2079,7 млн. рублей или 35,7 процента всех поступлений в бюджет. Доля безвозмездных поступлений составила 64,3 процента или 3747,4 млн. рублей.
Бюджетная политика в сфере бюджетных расходов была направлена на решение социальных и экономических задач муниципального образования "Город Таганрог".
В 2014 году на реализацию 20 муниципальных программ города Таганрога направлено 5659,2 млн. рублей, или 94,3 процента расходов бюджета города.
Приоритетом являлось обеспечение населения услугами отраслей социальной сферы. На эти цели направлено 4689,4 млн. рублей, что составляет 78,1 процента всех расходов бюджета города Таганрога.
Администрацией города Таганрога и органами Администрации города Таганрога обеспечено выполнение мероприятий, предусмотренных постановлением Администрации города Таганрога от 02.12.2013 № 3770 "Об утверждении плана мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов, включая мероприятия, направленные на рост доходов, оптимизацию расходов, а также сокращение муниципального долга, в муниципальном образовании "Город Таганрог" до 2017 года".
В целях повышения эффективности мобилизации собственных доходов бюджета реализованы мероприятия плана по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также по сокращению недоимки в бюджет города Таганрога.
Проведена оценка эффективности предоставленных на муниципальном уровне налоговых льгот. Налоговые льготы признаны актуальными, поскольку имеют социальную направленность.
Несмотря на снижение темпов экономического роста в Российской Федерации и темпов поступления собственных доходов Администрацией города Таганрога обеспечено выполнение первоочередных задач, поставленных Губернатором Ростовской области, и продолжена реализация майских указов Президента Российской Федерации 2012 года.
Большое внимание в 2014 году уделялось одному из основных факторов стабильности города - проведению взвешенной долговой политики.
Муниципальный долг города Таганрога составил 769,0 млн. рублей и сохранился на безопасном уровне - 37 процентов от предельной величины, установленной бюджетным законодательством Российской Федерации.
Просроченная задолженность по социально значимым и долговым обязательствам муниципалитета отсутствовала.
В рамках проведения внутреннего муниципального финансового контроля осуществляются процедуры санкционирования оплаты денежных обязательств по муниципальным контрактам.
За девять месяцев 2015 года доходы бюджета города составили 4041,0 млн. рублей, или 68,3 процента к годовому плану. Расходы исполнены в сумме 4316,0 млн. рублей, или 70 процентов к годовому плану. Темп роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил по доходам и расходам соответственно 103,9 и 105,1 процента.
2. Основные цели и задачи бюджетной политики
и налоговой политики на 2016 - 2018 годы
Стратегические цели бюджетной политики обозначены в основных направлениях бюджетной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 25.06.2015, сформулированы в Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р.
Основной целью бюджетной политики города Таганрога является обеспечение устойчивости бюджета города, выполнение принятых обязательств перед гражданами, развитие человеческого капитала.
В соответствии с Посланием Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014 основными направлениями бюджетной политики Российской Федерации на последующую трехлетку определены задачи по наращиванию темпов роста собственных (налоговых и неналоговых) доходов, сокращению неэффективных расходов, снижению уровня дефицита бюджета.
Достижению данных целей будет способствовать укрепление налогового потенциала Ростовской области, оптимизация бюджетных расходов, совершенствование контроля за эффективным использованием бюджетных средств.
В следующем финансовом году необходимо провести полную адаптацию бюджета к новым экономическим условиям. Будущий бюджет должен стать "бюджетом ответственности".
В предстоящем году будет реализована бюджетная политика, направленная на сокращение доли текущих расходов. В связи с этим необходимо обеспечить устойчивую конструкцию бюджета города и долгосрочную стабильность предельных объемов расходных обязательств.
Одной из важнейших задач будет являться соблюдение взвешенной долговой политики, направленной на ограничение размера муниципального долга и соблюдение предельного уровня, определенного законодательством.
Для достижения целей эффективной бюджетной политики перед всеми участниками бюджетного процесса поставлены задачи по:
повышению эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;
созданию условий для повышения качества предоставления муниципальных услуг;
повышению эффективности процедур проведения муниципальных закупок;
совершенствованию процедур предварительного и последующего финансового контроля;
обеспечению открытости бюджетного процесса перед гражданами.
Администрацией города Таганрога будет продолжена работа по созданию благоприятных условий для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности как основного источника обеспечения наполняемости бюджета собственными доходами в полном объеме.
2.1. Совершенствование нормативно-правового регулирования
бюджетного процесса и налоговой политики
Совершенствование нормативно-правового регулирования бюджетного процесса будет осуществляться в целях внедрения на территории Ростовской области новых механизмов и инструментов реализации бюджетного процесса.
В связи с подготовкой новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации в предстоящем периоде предстоит обеспечить приведение нормативных правовых актов города Таганрога в соответствие с действующим законодательством.
Достижение целей социально-экономического развития города Таганрога будет обеспечиваться путем реализации муниципальных программ города Таганрога.
Формирование основных характеристик бюджета будет осуществляться по "консервативному" ("базовому") варианту прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогноза социально-экономического развития Ростовской области, что обеспечивает надлежащую точность бюджетного планирования и позволяет минимизировать бюджетные риски.
Совершенствование нормативной правовой базы по вопросам налогообложения будет направлено на создание условий для обеспечения стабильности ведения экономической деятельности на территории города.
Важным направлением реализации налоговой политики является совершенствование налогообложения имущества, в связи с чем будет продолжена подготовительная работа по введению налога на имущество для физических лиц и для организаций исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Переходный период предполагает постепенное введение налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости.
Начиная с 2016 года исполнение муниципального задания муниципальными учреждениями города Таганрога будет осуществляться в рамках сформированного муниципального задания в порядке, установленном постановлением Администрации города Таганрога от 17.04.2015 № 1241 "Об утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями города Таганрога" в соответствии с новациями, принятыми на федеральном уровне.
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" будут приняты правовые акты Администрации города Таганрога о правилах определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов и требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг.
В 2016 году Администрации города Таганрога и органам Администрации города Таганрога с правами юридического лица необходимо обеспечить утверждение планов закупок, на основании которых будет формироваться проект бюджета города Таганрога.
Продолжится реализация плана мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов, включая мероприятия, направленные на рост доходов, оптимизацию расходов, а также сокращение муниципального долга.
Будет сохранена направленность бюджетной политики на безусловное финансовое обеспечение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий, выплат и компенсаций.
В связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 22.10.2014 № 311-ФЗ в части изменения бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусматривается разработка порядка формирования и ведения реестров источников доходов бюджета города. Данные документы планируются к разработке после принятия аналогичных порядков на федеральном и областном уровне.
2.2. Приоритеты бюджетных расходов
Приоритетом бюджетной политики в сфере расходов будет являться развитие человеческого капитала, предоставление качественных и конкурентных муниципальных услуг на основе целей и задач, определенных указами Президента Российской Федерации и Стратегией социально-экономического развития города Таганрога на период до 2020 года.
Решение приоритетных задач государственной политики - в первую очередь безусловное обеспечение реализации Указов Президента Российской Федерации. В их числе по приоритетным направлениям:
повышение заработной платы работникам бюджетного сектора экономики;
улучшение жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых на бесплатной основе;
переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу;
установление ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям в размере определенного Ростовской областью прожиточного минимума для детей, назначаемой в случае рождения после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет;
льготное обеспечение жителей Ростовской области лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания.
Концентрация финансовых ресурсов на выполнение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации, будет направлена на достижение значений результатов, установленных "дорожными картами".
Приоритетными направлениями инвестиционных расходов в 2016 году будут "переходящие" объекты - строительство муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
Главными распорядителями средств бюджета города будут пересматриваться отраслевые приоритеты в рамках общих бюджетных подходов и доведенных предельных показателей расходов бюджета города. Таким образом, приоритетность задач позволит сократить риск "размывания ресурсов", обеспечив достижение основных задач и стратегических целей муниципальных программ города Таганрога.
2.3. Повышение эффективности
и оптимизация структуры бюджетных расходов
Бюджетная политика в сфере расходов будет направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе - с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
В целях создания условий для эффективного использования средств бюджета города и мобилизации ресурсов продолжится применение основных подходов, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов в условиях финансовых ограничений:
оптимизация и переформатирование бюджетных расходов с учетом необходимости исполнения приоритетных направлений;
инвентаризация публичных обязательств и мер социальной поддержки;
повышение эффективности процедур проведения муниципальных закупок;
обеспечение реструктуризации бюджетной сети при условии сохранения качества и объемов муниципальных услуг;
повышение производительности труда работников муниципальных учреждений;
введение менее затратных технологий, позволяющих сохранить качество предоставляемых услуг при меньшем использовании ресурсов;
оптимизация расходов бюджета города, направляемых муниципальным бюджетным и автономным учреждениям города в форме субсидий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), за счет привлечения альтернативных источников финансирования, а также использования минимальных базовых нормативов затрат на оказание муниципальных услуг;
активное привлечение внебюджетных ресурсов, направление средств от приносящей доход деятельности, в том числе на повышение оплаты труда отдельным категориям работников, поименованных в указах Президента Российской Федерации;
планирование расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт по объектам муниципальной собственности только при наличии проектно-сметной документации с положительным заключением экспертизы;
повышение эффективности расходов в части предоставления средств бюджета города внебюджетному сектору экономики;
недопущение увеличения действующих и принятия новых расходных обязательств, необеспеченных финансовыми источниками;
резервирование средств на реализацию указов Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников бюджетного сектора экономики в очередном финансовом году исходя из методики расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), утвержденной Приказом Федеральной службы государственной статистики от 16.08.2015 № 427, и достигнутых показателей в текущем году.
В новых экономических условиях задача повышения эффективности бюджетных расходов выходит на первый план. Ограниченные финансовые возможности должны компенсироваться усилением исполнительской дисциплины.
Существенный резерв повышения эффективности бюджетных расходов лежит в области подготовки бюджетных решений. В работе по эффективному использованию бюджетных средств требуется смещение акцента на оценку обоснованности решений. Необходимо активно использовать оценку эффективности бюджетных расходов уже на этапе планирования расходов.
Основными задачами ближайших лет по повышению эффективности бюджетных расходов на муниципальном уровне являются:
повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;
создание условий для повышения качества предоставления муниципальных услуг;
повышение эффективности процедур проведения муниципальных закупок;
совершенствование процедур предварительного и последующего финансового контроля;
обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.
2.4. Повышение прозрачности и открытости
бюджетного процесса
Определяющим направлением бюджетной политики на современном этапе является повышение открытости и прозрачности общественных финансов.
На федеральном уровне начиная с 2014 года началось внедрение компонентов государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в бюджетный процесс.
Одним из ключевых преимуществ "Электронного бюджета" является формирование единого открытого информационного пространства в сфере управления общественными финансами и экономикой города, обеспечение достоверности и доступности для граждан информации о деятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 № 658 "О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", органам местного самоуправления рекомендовано использовать сервисные подсистемы системы "Электронный бюджет" для реализации бюджетных правоотношений.
Развертывание данного портала существенно повысит прозрачность бюджетного процесса за счет создания единой базы данных, содержащей всю информацию по планированию и исполнению общественных финансов.
В целях обеспечения открытости и подконтрольности бюджетного процесса продолжится проведение публичных слушаний по обсуждению проекта бюджета города Таганрога, отчета о его исполнении.
В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для информирования населения продолжится размещение брошюры "Бюджет для граждан". Регулярное размещение и обновление брошюры в информационно-коммуникационной сети "Интернет" позволит гражданам составить представление и обладать актуальной и достоверной информацией о направлениях расходования бюджетных средств и их целевом использовании.
Управляющий делами Администрации
города Таганрога
А.Б.ЗАБЕЖАЙЛО
------------------------------------------------------------------
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТАГАНРОГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2015 г. № 3516
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЯХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД ТАГАНРОГ" НА 2016 - 2018 ГОДЫ
В соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Уставом муниципального образования "Город Таганрог" и Решением Городской Думы города Таганрога от 30.09.2013 № 590 "Об утверждении Положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе муниципального образования "Город Таганрог" постановляю:
1. Утвердить основные направления бюджетной политики и основные направления налоговой политики муниципального образования "Город Таганрог" на 2016 - 2018 годы согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Первому заместителю главы Администрации города Таганрога, заместителям главы Администрации города Таганрога по курируемым направлениям, Финансовому управлению г. Таганрога (Лях Т.И.) обеспечить разработку проекта бюджета города Таганрога на основе основных направлений бюджетной политики и основных направлений налоговой политики муниципального образования "Город Таганрог" на 2016 - 2018 годы.
3. Пресс-службе Администрации города Таганрога (Яковлева Т.Г.) обеспечить официальное опубликование настоящего постановления и представить информацию о его опубликовании в общий отдел Администрации города Таганрога.
4. Общему отделу Администрации города Таганрога (Лунева Н.А.) обеспечить представление копии настоящего постановления и информации о его официальном опубликовании в Правительство Ростовской области в установленные сроки.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Мэр города Таганрога
В.А.ПРАСОЛОВ
Приложение
к постановлению
Администрации
города Таганрога
от 24.11.2015 № 3516
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД ТАГАНРОГ" НА 2016 - 2018 ГОДЫ
Настоящие основные направления сформированы в соответствии с основными направлениями бюджетной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, одобренными на заседании Правительства Российской Федерации 25.06.2015, положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014, Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р, основными направлениями бюджетной политики и основными направлениями налоговой политики на 2016 - 2018 годы, утвержденными постановлением Правительства Ростовской области от 11.11.2015 № 86.
1. Основные итоги реализации бюджетной политики
и налоговой политики в 2014 году и за девять
месяцев 2015 года
Бюджетная политика, проводимая Администрацией города Таганрога, ориентирована на эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами, что является базовым условием для устойчивого экономического роста, своевременного исполнения социальных обязательств и достижения других стратегических целей социально-экономического развития города Таганрога.
Исполнение бюджета города Таганрога за 2014 год составило: по доходам - 5 827,1 млн. рублей и по расходам - 6001,6 млн. рублей. Дефицит бюджета города Таганрога по итогам 2014 года составил 174,5 млн. рублей, в целях покрытия которого были привлечены необходимые источники его финансирования.
Среднедушевой бюджетный доход на жителя города Таганрога составил 23,0 тыс. рублей.
Собственные налоговые и неналоговые доходы составили 2079,7 млн. рублей или 35,7 процента всех поступлений в бюджет. Доля безвозмездных поступлений составила 64,3 процента или 3747,4 млн. рублей.
Бюджетная политика в сфере бюджетных расходов была направлена на решение социальных и экономических задач муниципального образования "Город Таганрог".
В 2014 году на реализацию 20 муниципальных программ города Таганрога направлено 5659,2 млн. рублей, или 94,3 процента расходов бюджета города.
Приоритетом являлось обеспечение населения услугами отраслей социальной сферы. На эти цели направлено 4689,4 млн. рублей, что составляет 78,1 процента всех расходов бюджета города Таганрога.
Администрацией города Таганрога и органами Администрации города Таганрога обеспечено выполнение мероприятий, предусмотренных постановлением Администрации города Таганрога от 02.12.2013 № 3770 "Об утверждении плана мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов, включая мероприятия, направленные на рост доходов, оптимизацию расходов, а также сокращение муниципального долга, в муниципальном образовании "Город Таганрог" до 2017 года".
В целях повышения эффективности мобилизации собственных доходов бюджета реализованы мероприятия плана по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также по сокращению недоимки в бюджет города Таганрога.
Проведена оценка эффективности предоставленных на муниципальном уровне налоговых льгот. Налоговые льготы признаны актуальными, поскольку имеют социальную направленность.
Несмотря на снижение темпов экономического роста в Российской Федерации и темпов поступления собственных доходов Администрацией города Таганрога обеспечено выполнение первоочередных задач, поставленных Губернатором Ростовской области, и продолжена реализация майских указов Президента Российской Федерации 2012 года.
Большое внимание в 2014 году уделялось одному из основных факторов стабильности города - проведению взвешенной долговой политики.
Муниципальный долг города Таганрога составил 769,0 млн. рублей и сохранился на безопасном уровне - 37 процентов от предельной величины, установленной бюджетным законодательством Российской Федерации.
Просроченная задолженность по социально значимым и долговым обязательствам муниципалитета отсутствовала.
В рамках проведения внутреннего муниципального финансового контроля осуществляются процедуры санкционирования оплаты денежных обязательств по муниципальным контрактам.
За девять месяцев 2015 года доходы бюджета города составили 4041,0 млн. рублей, или 68,3 процента к годовому плану. Расходы исполнены в сумме 4316,0 млн. рублей, или 70 процентов к годовому плану. Темп роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил по доходам и расходам соответственно 103,9 и 105,1 процента.
2. Основные цели и задачи бюджетной политики
и налоговой политики на 2016 - 2018 годы
Стратегические цели бюджетной политики обозначены в основных направлениях бюджетной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 25.06.2015, сформулированы в Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р.
Основной целью бюджетной политики города Таганрога является обеспечение устойчивости бюджета города, выполнение принятых обязательств перед гражданами, развитие человеческого капитала.
В соответствии с Посланием Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014 основными направлениями бюджетной политики Российской Федерации на последующую трехлетку определены задачи по наращиванию темпов роста собственных (налоговых и неналоговых) доходов, сокращению неэффективных расходов, снижению уровня дефицита бюджета.
Достижению данных целей будет способствовать укрепление налогового потенциала Ростовской области, оптимизация бюджетных расходов, совершенствование контроля за эффективным использованием бюджетных средств.
В следующем финансовом году необходимо провести полную адаптацию бюджета к новым экономическим условиям. Будущий бюджет должен стать "бюджетом ответственности".
В предстоящем году будет реализована бюджетная политика, направленная на сокращение доли текущих расходов. В связи с этим необходимо обеспечить устойчивую конструкцию бюджета города и долгосрочную стабильность предельных объемов расходных обязательств.
Одной из важнейших задач будет являться соблюдение взвешенной долговой политики, направленной на ограничение размера муниципального долга и соблюдение предельного уровня, определенного законодательством.
Для достижения целей эффективной бюджетной политики перед всеми участниками бюджетного процесса поставлены задачи по:
повышению эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;
созданию условий для повышения качества предоставления муниципальных услуг;
повышению эффективности процедур проведения муниципальных закупок;
совершенствованию процедур предварительного и последующего финансового контроля;
обеспечению открытости бюджетного процесса перед гражданами.
Администрацией города Таганрога будет продолжена работа по созданию благоприятных условий для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности как основного источника обеспечения наполняемости бюджета собственными доходами в полном объеме.
2.1. Совершенствование нормативно-правового регулирования
бюджетного процесса и налоговой политики
Совершенствование нормативно-правового регулирования бюджетного процесса будет осуществляться в целях внедрения на территории Ростовской области новых механизмов и инструментов реализации бюджетного процесса.
В связи с подготовкой новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации в предстоящем периоде предстоит обеспечить приведение нормативных правовых актов города Таганрога в соответствие с действующим законодательством.
Достижение целей социально-экономического развития города Таганрога будет обеспечиваться путем реализации муниципальных программ города Таганрога.
Формирование основных характеристик бюджета будет осуществляться по "консервативному" ("базовому") варианту прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогноза социально-экономического развития Ростовской области, что обеспечивает надлежащую точность бюджетного планирования и позволяет минимизировать бюджетные риски.
Совершенствование нормативной правовой базы по вопросам налогообложения будет направлено на создание условий для обеспечения стабильности ведения экономической деятельности на территории города.
Важным направлением реализации налоговой политики является совершенствование налогообложения имущества, в связи с чем будет продолжена подготовительная работа по введению налога на имущество для физических лиц и для организаций исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Переходный период предполагает постепенное введение налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости.
Начиная с 2016 года исполнение муниципального задания муниципальными учреждениями города Таганрога будет осуществляться в рамках сформированного муниципального задания в порядке, установленном постановлением Администрации города Таганрога от 17.04.2015 № 1241 "Об утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями города Таганрога" в соответствии с новациями, принятыми на федеральном уровне.
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" будут приняты правовые акты Администрации города Таганрога о правилах определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов и требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг.
В 2016 году Администрации города Таганрога и органам Администрации города Таганрога с правами юридического лица необходимо обеспечить утверждение планов закупок, на основании которых будет формироваться проект бюджета города Таганрога.
Продолжится реализация плана мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов, включая мероприятия, направленные на рост доходов, оптимизацию расходов, а также сокращение муниципального долга.
Будет сохранена направленность бюджетной политики на безусловное финансовое обеспечение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий, выплат и компенсаций.
В связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 22.10.2014 № 311-ФЗ в части изменения бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусматривается разработка порядка формирования и ведения реестров источников доходов бюджета города. Данные документы планируются к разработке после принятия аналогичных порядков на федеральном и областном уровне.
2.2. Приоритеты бюджетных расходов
Приоритетом бюджетной политики в сфере расходов будет являться развитие человеческого капитала, предоставление качественных и конкурентных муниципальных услуг на основе целей и задач, определенных указами Президента Российской Федерации и Стратегией социально-экономического развития города Таганрога на период до 2020 года.
Решение приоритетных задач государственной политики - в первую очередь безусловное обеспечение реализации Указов Президента Российской Федерации. В их числе по приоритетным направлениям:
повышение заработной платы работникам бюджетного сектора экономики;
улучшение жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых на бесплатной основе;
переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу;
установление ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям в размере определенного Ростовской областью прожиточного минимума для детей, назначаемой в случае рождения после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет;
льготное обеспечение жителей Ростовской области лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания.
Концентрация финансовых ресурсов на выполнение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации, будет направлена на достижение значений результатов, установленных "дорожными картами".
Приоритетными направлениями инвестиционных расходов в 2016 году будут "переходящие" объекты - строительство муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
Главными распорядителями средств бюджета города будут пересматриваться отраслевые приоритеты в рамках общих бюджетных подходов и доведенных предельных показателей расходов бюджета города. Таким образом, приоритетность задач позволит сократить риск "размывания ресурсов", обеспечив достижение основных задач и стратегических целей муниципальных программ города Таганрога.
2.3. Повышение эффективности
и оптимизация структуры бюджетных расходов
Бюджетная политика в сфере расходов будет направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе - с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
В целях создания условий для эффективного использования средств бюджета города и мобилизации ресурсов продолжится применение основных подходов, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов в условиях финансовых ограничений:
оптимизация и переформатирование бюджетных расходов с учетом необходимости исполнения приоритетных направлений;
инвентаризация публичных обязательств и мер социальной поддержки;
повышение эффективности процедур проведения муниципальных закупок;
обеспечение реструктуризации бюджетной сети при условии сохранения качества и объемов муниципальных услуг;
повышение производительности труда работников муниципальных учреждений;
введение менее затратных технологий, позволяющих сохранить качество предоставляемых услуг при меньшем использовании ресурсов;
оптимизация расходов бюджета города, направляемых муниципальным бюджетным и автономным учреждениям города в форме субсидий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), за счет привлечения альтернативных источников финансирования, а также использования минимальных базовых нормативов затрат на оказание муниципальных услуг;
активное привлечение внебюджетных ресурсов, направление средств от приносящей доход деятельности, в том числе на повышение оплаты труда отдельным категориям работников, поименованных в указах Президента Российской Федерации;
планирование расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт по объектам муниципальной собственности только при наличии проектно-сметной документации с положительным заключением экспертизы;
повышение эффективности расходов в части предоставления средств бюджета города внебюджетному сектору экономики;
недопущение увеличения действующих и принятия новых расходных обязательств, необеспеченных финансовыми источниками;
резервирование средств на реализацию указов Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников бюджетного сектора экономики в очередном финансовом году исходя из методики расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), утвержденной Приказом Федеральной службы государственной статистики от 16.08.2015 № 427, и достигнутых показателей в текущем году.
В новых экономических условиях задача повышения эффективности бюджетных расходов выходит на первый план. Ограниченные финансовые возможности должны компенсироваться усилением исполнительской дисциплины.
Существенный резерв повышения эффективности бюджетных расходов лежит в области подготовки бюджетных решений. В работе по эффективному использованию бюджетных средств требуется смещение акцента на оценку обоснованности решений. Необходимо активно использовать оценку эффективности бюджетных расходов уже на этапе планирования расходов.
Основными задачами ближайших лет по повышению эффективности бюджетных расходов на муниципальном уровне являются:
повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;
создание условий для повышения качества предоставления муниципальных услуг;
повышение эффективности процедур проведения муниципальных закупок;
совершенствование процедур предварительного и последующего финансового контроля;
обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.
2.4. Повышение прозрачности и открытости
бюджетного процесса
Определяющим направлением бюджетной политики на современном этапе является повышение открытости и прозрачности общественных финансов.
На федеральном уровне начиная с 2014 года началось внедрение компонентов государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в бюджетный процесс.
Одним из ключевых преимуществ "Электронного бюджета" является формирование единого открытого информационного пространства в сфере управления общественными финансами и экономикой города, обеспечение достоверности и доступности для граждан информации о деятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 № 658 "О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", органам местного самоуправления рекомендовано использовать сервисные подсистемы системы "Электронный бюджет" для реализации бюджетных правоотношений.
Развертывание данного портала существенно повысит прозрачность бюджетного процесса за счет создания единой базы данных, содержащей всю информацию по планированию и исполнению общественных финансов.
В целях обеспечения открытости и подконтрольности бюджетного процесса продолжится проведение публичных слушаний по обсуждению проекта бюджета города Таганрога, отчета о его исполнении.
В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для информирования населения продолжится размещение брошюры "Бюджет для граждан". Регулярное размещение и обновление брошюры в информационно-коммуникационной сети "Интернет" позволит гражданам составить представление и обладать актуальной и достоверной информацией о направлениях расходования бюджетных средств и их целевом использовании.
Управляющий делами Администрации
города Таганрога
А.Б.ЗАБЕЖАЙЛО
------------------------------------------------------------------