Постановление Правительства РО от 11.11.2015 N 86 "Об основных направлениях бюджетной политики и основных направлениях налоговой политики Ростовской области на 2016 - 2018 годы"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2015 г. № 86
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЯХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2016 - 2018 ГОДЫ
В соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 31 Областного закона от 03.08.2007 № 743-ЗС "О бюджетном процессе в Ростовской области", а также постановлением Правительства Ростовской области от 22.05.2015 № 358 "Об утверждении Порядка и сроков разработки прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 2016 - 2018 годы и составления проекта областного бюджета на 2016 год" Правительство Ростовской области постановляет:
1. Утвердить основные направления бюджетной политики и основные направления налоговой политики Ростовской области на 2016 - 2018 годы согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Заместителю Губернатора Ростовской области - министру финансов Федотовой Л.В., органам государственной власти Ростовской области обеспечить разработку проекта областного бюджета Ростовской области на основе основных направлений бюджетной политики и основных направлений налоговой политики Ростовской области на 2016 - 2018 годы.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований Ростовской области обеспечить разработку проектов местных бюджетов в соответствии с настоящим постановлением.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области - министра финансов Федотову Л.В.
Первый заместитель
Губернатора Ростовской области
И.А.ГУСЬКОВ
Постановление вносит
министерство финансов
Ростовской области
Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 11.11.2015 № 86
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2016 - 2018 ГОДЫ
Настоящие основные направления сформированы в соответствии с основными направлениями бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, одобренными на заседании Правительства Российской Федерации 25 июня 2015 г., положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014, Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р.
1. Основные итоги реализации бюджетной политики
и налоговой политики в 2014 году и в I полугодии 2015 г.
Бюджетная политика, проводимая Правительством Ростовской области, ориентирована на эффективное, ответственное и прозрачное управление государственными финансами, что является базовым условием для устойчивого развития экономики Ростовской области и социальной стабильности.
По итогам 2014 года обеспечена положительная динамика основных показателей консолидированного бюджета Ростовской области.
Исполнение консолидированного бюджета Ростовской области составило: по доходам - 164,2 млрд. рублей и по расходам - 176,5 млрд. рублей, что на 5,6 процента, или на 8,8 млрд. рублей, выше показателей 2013 года по доходам и на 7,2 процента, или на 11,9 млрд. рублей, - по расходам. По результатам исполнения бюджета Ростовской области сложился дефицит в объеме 12,3 млрд. рублей, в целях покрытия которого были привлечены необходимые источники его финансирования.
Среднедушевой бюджетный доход на жителя Ростовской области составил 38,7 тыс. рублей.
Основными доходными источниками консолидированного бюджета Ростовской области являлись собственные доходы. Их объем составил 126,0 млрд. рублей, или 76,7 процента всех поступлений в консолидированный бюджет Ростовской области, с ростом к уровню прошлого года на 5,1 млрд. рублей, или на 4,2 процента.
Доля федеральной финансовой помощи в доходах консолидированного бюджета Ростовской области продолжает снижаться. Дотации из федерального бюджета в собственных доходах составили по итогам 2014 года 8,8 процента. В результате с 2013 года Ростовская область продолжает находиться в списке низкодотационных регионов страны.
Бюджетная политика в сфере бюджетных расходов была направлена на решение социальных и экономических задач Ростовской области.
В 2014 году на реализацию 21 государственной программы Ростовской области направлено 128,4 млрд. рублей, или 91,7 процента расходов областного бюджета.
Приоритетом являлось обеспечение населения услугами отраслей социальной сферы. На эти цели направлено 121,8 млрд. рублей, что составляет 69 процентов всех расходов консолидированного бюджета Ростовской области. Рост к уровню 2013 года составил 10,3 млрд. рублей, или 9,3 процента.
Органами исполнительной власти Ростовской области обеспечено выполнение мероприятий, предусмотренных распоряжением Правительства Ростовской области от 14.11.2013 № 485 "Об утверждении плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов, включая мероприятия, направленные на рост доходов, оптимизацию расходов, а также сокращение государственного долга, в Ростовской области до 2017 года".
В части реализации налоговой политики в 2014 году внесены изменения в региональное налоговое законодательство с учетом принятия на федеральном уровне изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Снижена базовая доходность патентной системы налогообложения по ряду социально значимых видов деятельности как мера по легализации "теневого" бизнеса. Соответствующие изменения внесены в Областной закон от 10.05.2012 № 843-ЗС "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области".
Принят Областной закон от 27.11.2014 № 277-ЗС "Об установлении коэффициента, отражающего особенности рынка труда в Ростовской области, в целях исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа", устанавливающий региональный коэффициент для индексации платежей по налогу на доходы иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Ростовской области по найму. Коэффициент на 2015 год установлен в размере 1,0.
В целях повышения эффективности мобилизации собственных доходов бюджета Ростовской области реализованы мероприятия плана по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также по сокращению недоимки в консолидированный бюджет Ростовской области.
Проведена оценка эффективности предоставленных на региональном уровне налоговых льгот. Результаты рассмотрены на расширенном заседании Правительства Ростовской области. Все налоговые льготы признаны эффективными, поскольку ориентированы на повышение инвестиционной привлекательности или имеют социальную направленность.
С 1 июля 2015 г. Областным законом от 23.06.2015 № 374-ЗС "О внесении изменений в Областной закон "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области" в Ростовской области введены "налоговые каникулы" для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах и применяющих упрощенную или патентную системы налогообложения.
В результате принятых мер обеспечено выполнение первоочередных задач, поставленных Губернатором Ростовской области, и продолжена реализация майских указов Президента Российской Федерации 2012 года.
Большое внимание в 2014 году уделялось одному из основных факторов стабильности региона - проведению взвешенной долговой политики.
Государственный долг Ростовской области составил 27,0 млрд. рублей и сохранился на безопасном уровне - 30,4 процента от предельной величины, установленной бюджетным законодательством Российской Федерации.
Просроченная задолженность по социально значимым обязательствам консолидированного бюджета Ростовской области отсутствовала.
Новациями бюджетного процесса в Ростовской области с 2014 года стали: усиление внутреннего государственного финансового контроля и внедрение Единой автоматизированной системы управления общественными финансами.
В рамках проведения внутреннего государственного финансового контроля осуществляются процедуры санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным контрактам.
Планирование и исполнение областного бюджета осуществляется посредством Единой автоматизированной системы управления общественными финансами в Ростовской области, участниками которой являются все без исключения главные распорядители бюджетных средств и областные учреждения.
В области межбюджетных отношений актуализированы подходы в части выравнивания бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных районов и городских округов; предоставления дополнительной финансовой поддержки местным бюджетам; оценки налогового и неналогового потенциала местных бюджетов в связи с изменениями налогового законодательства Российской Федерации.
Обеспечен мониторинг правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих вопросы налогообложения.
По итогам проведенной в 2014 году оценки Правительства Российской Федерации за 2013 год в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" среди 83 регионов Ростовская область в рейтинге заняла 18-е место. По результатам данного рейтинга из федерального бюджета Ростовской области были выделены 162,3 млн. рублей в качестве поощрения за достижение наилучших показателей деятельности органов исполнительной власти.
По результатам мониторинга, проведенного Министерством финансов Российской Федерации по итогам 2014 года, пятый год подряд Ростовской области присвоена высшая 1-я степень качества управления региональными финансами.
В I полугодии 2015 г. доходы консолидированного бюджета Ростовской области составили 81,5 млрд. рублей, или 48,6 процента к годовому плану. Расходы исполнены в сумме 83,8 млрд. рублей, или 44,3 процента к годовому плану. Темп роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил по доходам и расходам соответственно 108,1 и 104,8 процента.
2. Основные цели и задачи бюджетной политики
и налоговой политики на 2016 - 2018 годы
Стратегические цели бюджетной политики обозначены основными направлениями бюджетной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, одобренными на заседании Правительства Российской Федерации 25 июня 2015 г., сформулированы в Программе повышения эффективности управления государственными финансами на период до 2018 года в Ростовской области, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 02.04.2014 № 216.
Основной целью бюджетной политики Ростовской области является обеспечение устойчивости бюджета Ростовской области, выполнение принятых обязательств перед гражданами, развитие человеческого капитала.
В соответствии с Посланием Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014 основными направлениями бюджетной политики Российской Федерации на последующую трехлетку определены задачи по наращиванию темпов роста собственных (налоговых и неналоговых) доходов, сокращению неэффективных расходов, снижению уровня дефицита бюджета.
Достижению данных целей будет способствовать укрепление налогового потенциала Ростовской области, оптимизация бюджетных расходов, совершенствование контроля за эффективным использованием бюджетных средств.
В следующем финансовом году необходимо провести полную адаптацию бюджета к новым экономическим условиям. Будущий бюджет должен стать одновременно и "бюджетом роста" и "бюджетом ответственности".
В предстоящем году будет реализована бюджетная политика, направленная на сокращение доли текущих расходов и инвестиционный рост экономики. В связи с этим необходимо обеспечить устойчивую конструкцию областного бюджета и долгосрочную стабильность предельных объемов расходных обязательств.
Одной из важнейших задач будет являться соблюдение взвешенной долговой политики, направленной на ограничение размера государственного долга Ростовской области и соблюдение предельного уровня, определенного законодательством.
Для достижения целей эффективной бюджетной политики перед всеми участниками бюджетного процесса поставлены задачи по:
повышению эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;
созданию условий для повышения качества предоставления государственных услуг;
повышению эффективности процедур проведения государственных закупок;
совершенствованию процедур предварительного и последующего контроля, в том числе уточнение порядка и содержания мер принуждения к нарушениям в финансово-бюджетной сфере;
обеспечению открытости бюджетного процесса перед гражданами.
Приоритетным направлением Правительства Ростовской области в сфере налоговой политики будет являться создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности как основного источника обеспечения наполняемости областного бюджета собственными доходами в полном объеме и недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику.
2.1. Совершенствование нормативно-правового регулирования
бюджетного процесса и налоговой политики Ростовской области
Совершенствование нормативно-правового регулирования бюджетного процесса будет осуществляться в целях внедрения на территории Ростовской области новых механизмов и инструментов реализации бюджетного процесса.
В связи с подготовкой новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации в предстоящем периоде предстоит обеспечить приведение нормативных правовых актов Ростовской области в соответствие с федеральным законодательством.
Достижение целей социально-экономического развития Ростовской области будет обеспечиваться путем реализации государственных программ Ростовской области.
Формирование основных характеристик бюджета будет осуществляться по "консервативному" ("базовому") варианту прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогноза социально-экономического развития Ростовской области, что обеспечивает надлежащую точность бюджетного планирования и позволяет минимизировать бюджетные риски.
Совершенствование нормативной правовой базы по вопросам налогообложения будет направлено на создание условий для обеспечения стабильности ведения экономической деятельности на территории Ростовской области.
Важным направлением реализации налоговой политики является совершенствование налогообложения имущества, в связи с чем будет продолжена подготовительная работа по введению налога на имущество для физических лиц и для организаций исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Концепция перехода будет осуществлена с учетом подходов и задач, предусмотренных в аналогичных федеральных документах. Переходный период предполагает постепенное введение налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости по мере готовности муниципальных образований к его введению.
Продолжится реализация мер, предусмотренных нормативными правовыми актами Ростовской области и направленных на стимулирование экономического развития, увеличение налоговой базы и собираемости налогов в бюджеты всех уровней.
Начиная с 2016 года исполнение государственного задания государственными учреждениями Ростовской области будет осуществляться в рамках сформированного государственного задания в порядке, установленном постановлением Правительства Ростовской области от 18.09.2015 № 582 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Ростовской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания" в соответствии с новациями, принятыми на федеральном уровне.
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" будут приняты постановления Правительства Ростовской области о правилах определения нормативных затрат и требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг.
В 2016 году органам исполнительной власти Ростовской области необходимо обеспечить утверждение планов закупок, на основании проектов которых будет формироваться проект областного бюджета.
Продолжится реализация плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов, включая мероприятия, направленные на рост доходов, оптимизацию расходов, а также сокращение государственного долга, в Ростовской области.
Будет сохранена направленность бюджетной политики на безусловное финансовое обеспечение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий, выплат и компенсаций.
В связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 22.10.2014 № 311-ФЗ в части изменения бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусматривается разработка порядка формирования и ведения реестров источников доходов областного бюджета и реестров источников доходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области. Данные документы планируются к разработке после принятия аналогичных порядков на федеральном уровне.
2.2. Приоритеты бюджетных расходов
Приоритетом бюджетной политики в сфере расходов будет являться развитие человеческого капитала, предоставление качественных и конкурентных государственных услуг на основе целей и задач, определенных указами Президента Российской Федерации и Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года.
Решение приоритетных задач государственной политики - в первую очередь безусловное обеспечение реализации Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 - 602, 606, от 01.06.2012 № 761, от 28.12.2012 № 1688 (далее - указы Президента Российской Федерации). В их числе по приоритетным направлениям:
повышение заработной платы работникам бюджетного сектора экономики;
улучшение жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых на бесплатной основе;
переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу;
установление ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям в размере определенного Ростовской областью прожиточного минимума для детей, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет;
льготное обеспечение жителей Ростовской области лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания;
организация и проведение государственными музеями Ростовской области обменных выставок с музеями Российской Федерации.
Концентрация финансовых ресурсов на выполнение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации, будет направлена на достижение значений результатов, установленных "дорожными картами".
В целях повышения эффективности использования финансовых ресурсов, обеспечивающих поэтапное повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы, бюджетные ассигнования на данные цели будут доводиться главным распорядителям бюджетных средств в установленном Правительством Ростовской области порядке.
Одним из приоритетных направлений по-прежнему остается подготовка Ростовской области к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году. В предстоящем периоде планируется продолжить создание и реконструкцию объектов спортивной, транспортной, инженерной инфраструктуры, на что будут направлены средства федерального, областного, местных бюджетов, а также внебюджетные источники.
Приоритетными направлениями инвестиционных расходов в 2016 году будут "переходящие" объекты областной собственности, строительство муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений, муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства и теплоэнергетики, а также капитальный ремонт областных и муниципальных учреждений культуры.
Главными распорядителями средств областного бюджета будут пересматриваться отраслевые приоритеты в рамках общих бюджетных подходов и доведенных предельных показателей расходов областного бюджета. Таким образом, приоритетность задач позволит сократить риск "размывания ресурсов", обеспечив достижение основных задач и стратегических целей государственных программ Ростовской области.
2.3. Повышение эффективности и оптимизация
структуры бюджетных расходов
Бюджетная политика в сфере расходов будет направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
В целях создания условий для эффективного использования средств областного бюджета и мобилизации ресурсов продолжится применение основных подходов, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов в условиях финансовых ограничений:
оптимизация и переформатирование бюджетных расходов с учетом необходимости исполнения приоритетных направлений;
инвентаризация публичных обязательств и мер социальной поддержки;
повышение эффективности процедур проведения государственных закупок;
обеспечение реструктуризации бюджетной сети при условии сохранения качества и объемов государственных услуг;
повышение производительности труда работников государственных учреждений;
введение менее затратных технологий, позволяющих сохранить качество предоставляемых услуг при меньшем использовании ресурсов;
оптимизация расходов областного бюджета, направляемых государственным бюджетным и автономным учреждениям Ростовской области в форме субсидий на оказание государственных услуг (выполнение работ), за счет привлечения альтернативных источников финансирования, а также использования минимальных базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг;
активное привлечение внебюджетных ресурсов, направление средств от приносящей доход деятельности, в том числе на повышение оплаты труда отдельным категориям работников, поименованных в указах Президента Российской Федерации;
планирование расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт по объектам областной и муниципальной собственности только при наличии проектно-сметной документации с положительным заключением экспертизы;
повышение эффективности расходов в части предоставления средств областного бюджета внебюджетному сектору экономики;
недопущение увеличения действующих и принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми источниками;
резервирование средств на реализацию указов Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников бюджетного сектора экономики в очередном финансовом году исходя из методики расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), утвержденной Приказом Федеральной службы государственной статистики от 16.08.2015 № 427, и достигнутых показателей в текущем году.
В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 04.12.2014 при формировании областного бюджета учтено решение о сокращении расходов областного бюджета на 5 процентов в реальном выражении, за исключением социально и законодательно защищенных статей (оплата труда с учетом начислений, социальная поддержка, страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, обслуживание государственного долга Ростовской области, резервный фонд Правительства Ростовской области).
2.4. Основные подходы к формированию
межбюджетных отношений
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений будет ориентирована на решение следующих задач:
обеспечение сбалансированности местных бюджетов;
сохранение высокой роли выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов;
повышение эффективности использования бюджетных средств.
Оказание финансовой поддержки со стороны областного бюджета в финансировании первоочередных расходов муниципальных бюджетов будет осуществляться путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые сохранят ведущую роль в системе межбюджетного регулирования. Являясь ключевой формой межбюджетных трансфертов, общий объем указанных дотаций не будет подвержен уменьшению даже в случае необходимости пересмотра отдельных расходных статей областного бюджета.
При этом с учетом методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений будут рассмотрены вопросы совершенствования межбюджетных отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления в Ростовской области.
Для дальнейшего развития сети многофункциональных центров (далее - МФЦ) предусматривается передача с 1 января 2016 г. из областного бюджета в бюджеты муниципальных районов и городских округов 45 процентов норматива отчислений от уплаты государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в МФЦ.
В областном бюджете будут предусмотрены средства на предоставление бюджетных кредитов на покрытие временных кассовых разрывов местных бюджетов в пределах финансового года с минимальной платой за их использование.
Предусматривается выделение грантов местным администрациям за наилучшие достижения в деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений, эффективную деятельность по привлечению инвестиций.
Оказание финансовой помощи местным бюджетам останется одним из приоритетов бюджетных расходов областного бюджета. На эти цели будут направлены значительные средства в виде межбюджетных трансфертов.
Для компенсации дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с программными Указами Президента Российской Федерации предполагается выделение дополнительных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям. Будут рассматриваться вопросы оказания финансовой помощи на обеспечение сбалансированности местных бюджетов.
Вместе с тем для поддержания сбалансированности местных бюджетов органам местного самоуправления необходимо обеспечить применение мер, направленных на ограничение дефицитов муниципальных бюджетов и уровня долга. В частности, необходимо осуществлять неукоснительное соблюдение условий получения межбюджетных трансфертов.
В этих целях должны быть приняты меры, направленные на увеличение собственной доходной базы, включение в бюджет в первоочередном порядке расходов на финансирование действующих расходных обязательств, непринятие расходных обязательств, не подкрепленных необходимыми источниками их финансирования, сокращение неэффективных расходов, сдерживание наращивания объема муниципального долга.
В целях минимизации возможных рисков разбалансированности бюджетов органы местного самоуправления должны обеспечить направление дополнительных поступлений по доходам, прежде всего на снижение бюджетного дефицита.
От органов местного самоуправления требуется проведение крайне взвешенной долговой политики, особенно там, где уровень муниципального долга прирастает.
В новых экономических условиях задача повышения эффективности бюджетных расходов выходит на первый план. Ограниченные финансовые возможности должны компенсироваться усилением исполнительской дисциплины.
Существенный резерв повышения эффективности бюджетных расходов лежит в области подготовки бюджетных решений. В работе по эффективному использованию бюджетных средств требуется смещение акцента на оценку обоснованности решений. Необходимо активно использовать оценку эффективности бюджетных расходов уже на этапе планирования расходов.
Основными задачами ближайших лет по повышению эффективности бюджетных расходов на муниципальном уровне являются:
повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;
создание условий для повышения качества предоставления муниципальных услуг;
повышение эффективности процедур проведения муниципальных закупок;
совершенствование процедур предварительного и последующего финансового контроля;
обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.
2.5. Повышение прозрачности и открытости
бюджетного процесса
Определяющим направлением бюджетной политики на современном этапе является повышение открытости и прозрачности общественных финансов.
На федеральном уровне начиная с 2014 года началось внедрение компонентов государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в бюджетный процесс.
Одним из ключевых преимуществ "Электронного бюджета" является формирование единого открытого информационного пространства в сфере управления общественными финансами и экономикой субъекта Российской Федерации, обеспечение достоверности и доступности для граждан информации о деятельности органов государственной власти Ростовской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 № 658 "О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано использовать сервисные подсистемы системы "Электронный бюджет" для реализации бюджетных правоотношений.
В Ростовской области на базе единой автоматизированной системы управления общественными финансами осуществляется подготовка к внедрению информационного ресурса "Открытый бюджет".
Развертывание данного портала существенно повысит прозрачность бюджетного процесса за счет создания единой областной базы данных, содержащей всю информацию по планированию и исполнению общественных финансов Ростовской области.
В целях информирования общественности, выявления общественного мнения и осуществления взаимодействия органов государственной власти Ростовской области с общественностью необходимо продолжить проведение публичных слушаний по проектам областных законов об областном бюджете и об отчете об исполнении областного бюджета.
В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для информирования населения продолжится размещение брошюры "Бюджет для граждан".
Также в целях обеспечения прозрачности и открытости муниципальных финансов, повышения доступности и понятности информации о бюджете органам местного самоуправления необходимо обеспечить регулярную публикацию и обновление рубрики "Бюджет для граждан".
Заместитель начальника
управления документационного
обеспечения - начальник отдела
нормативных документов и архивной
работы Правительства Ростовской области
В.В.СЕЧКОВ
------------------------------------------------------------------
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2015 г. № 86
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЯХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2016 - 2018 ГОДЫ
В соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 31 Областного закона от 03.08.2007 № 743-ЗС "О бюджетном процессе в Ростовской области", а также постановлением Правительства Ростовской области от 22.05.2015 № 358 "Об утверждении Порядка и сроков разработки прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 2016 - 2018 годы и составления проекта областного бюджета на 2016 год" Правительство Ростовской области постановляет:
1. Утвердить основные направления бюджетной политики и основные направления налоговой политики Ростовской области на 2016 - 2018 годы согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Заместителю Губернатора Ростовской области - министру финансов Федотовой Л.В., органам государственной власти Ростовской области обеспечить разработку проекта областного бюджета Ростовской области на основе основных направлений бюджетной политики и основных направлений налоговой политики Ростовской области на 2016 - 2018 годы.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований Ростовской области обеспечить разработку проектов местных бюджетов в соответствии с настоящим постановлением.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области - министра финансов Федотову Л.В.
Первый заместитель
Губернатора Ростовской области
И.А.ГУСЬКОВ
Постановление вносит
министерство финансов
Ростовской области
Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 11.11.2015 № 86
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2016 - 2018 ГОДЫ
Настоящие основные направления сформированы в соответствии с основными направлениями бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, одобренными на заседании Правительства Российской Федерации 25 июня 2015 г., положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014, Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р.
1. Основные итоги реализации бюджетной политики
и налоговой политики в 2014 году и в I полугодии 2015 г.
Бюджетная политика, проводимая Правительством Ростовской области, ориентирована на эффективное, ответственное и прозрачное управление государственными финансами, что является базовым условием для устойчивого развития экономики Ростовской области и социальной стабильности.
По итогам 2014 года обеспечена положительная динамика основных показателей консолидированного бюджета Ростовской области.
Исполнение консолидированного бюджета Ростовской области составило: по доходам - 164,2 млрд. рублей и по расходам - 176,5 млрд. рублей, что на 5,6 процента, или на 8,8 млрд. рублей, выше показателей 2013 года по доходам и на 7,2 процента, или на 11,9 млрд. рублей, - по расходам. По результатам исполнения бюджета Ростовской области сложился дефицит в объеме 12,3 млрд. рублей, в целях покрытия которого были привлечены необходимые источники его финансирования.
Среднедушевой бюджетный доход на жителя Ростовской области составил 38,7 тыс. рублей.
Основными доходными источниками консолидированного бюджета Ростовской области являлись собственные доходы. Их объем составил 126,0 млрд. рублей, или 76,7 процента всех поступлений в консолидированный бюджет Ростовской области, с ростом к уровню прошлого года на 5,1 млрд. рублей, или на 4,2 процента.
Доля федеральной финансовой помощи в доходах консолидированного бюджета Ростовской области продолжает снижаться. Дотации из федерального бюджета в собственных доходах составили по итогам 2014 года 8,8 процента. В результате с 2013 года Ростовская область продолжает находиться в списке низкодотационных регионов страны.
Бюджетная политика в сфере бюджетных расходов была направлена на решение социальных и экономических задач Ростовской области.
В 2014 году на реализацию 21 государственной программы Ростовской области направлено 128,4 млрд. рублей, или 91,7 процента расходов областного бюджета.
Приоритетом являлось обеспечение населения услугами отраслей социальной сферы. На эти цели направлено 121,8 млрд. рублей, что составляет 69 процентов всех расходов консолидированного бюджета Ростовской области. Рост к уровню 2013 года составил 10,3 млрд. рублей, или 9,3 процента.
Органами исполнительной власти Ростовской области обеспечено выполнение мероприятий, предусмотренных распоряжением Правительства Ростовской области от 14.11.2013 № 485 "Об утверждении плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов, включая мероприятия, направленные на рост доходов, оптимизацию расходов, а также сокращение государственного долга, в Ростовской области до 2017 года".
В части реализации налоговой политики в 2014 году внесены изменения в региональное налоговое законодательство с учетом принятия на федеральном уровне изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Снижена базовая доходность патентной системы налогообложения по ряду социально значимых видов деятельности как мера по легализации "теневого" бизнеса. Соответствующие изменения внесены в Областной закон от 10.05.2012 № 843-ЗС "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области".
Принят Областной закон от 27.11.2014 № 277-ЗС "Об установлении коэффициента, отражающего особенности рынка труда в Ростовской области, в целях исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа", устанавливающий региональный коэффициент для индексации платежей по налогу на доходы иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Ростовской области по найму. Коэффициент на 2015 год установлен в размере 1,0.
В целях повышения эффективности мобилизации собственных доходов бюджета Ростовской области реализованы мероприятия плана по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также по сокращению недоимки в консолидированный бюджет Ростовской области.
Проведена оценка эффективности предоставленных на региональном уровне налоговых льгот. Результаты рассмотрены на расширенном заседании Правительства Ростовской области. Все налоговые льготы признаны эффективными, поскольку ориентированы на повышение инвестиционной привлекательности или имеют социальную направленность.
С 1 июля 2015 г. Областным законом от 23.06.2015 № 374-ЗС "О внесении изменений в Областной закон "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области" в Ростовской области введены "налоговые каникулы" для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах и применяющих упрощенную или патентную системы налогообложения.
В результате принятых мер обеспечено выполнение первоочередных задач, поставленных Губернатором Ростовской области, и продолжена реализация майских указов Президента Российской Федерации 2012 года.
Большое внимание в 2014 году уделялось одному из основных факторов стабильности региона - проведению взвешенной долговой политики.
Государственный долг Ростовской области составил 27,0 млрд. рублей и сохранился на безопасном уровне - 30,4 процента от предельной величины, установленной бюджетным законодательством Российской Федерации.
Просроченная задолженность по социально значимым обязательствам консолидированного бюджета Ростовской области отсутствовала.
Новациями бюджетного процесса в Ростовской области с 2014 года стали: усиление внутреннего государственного финансового контроля и внедрение Единой автоматизированной системы управления общественными финансами.
В рамках проведения внутреннего государственного финансового контроля осуществляются процедуры санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным контрактам.
Планирование и исполнение областного бюджета осуществляется посредством Единой автоматизированной системы управления общественными финансами в Ростовской области, участниками которой являются все без исключения главные распорядители бюджетных средств и областные учреждения.
В области межбюджетных отношений актуализированы подходы в части выравнивания бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных районов и городских округов; предоставления дополнительной финансовой поддержки местным бюджетам; оценки налогового и неналогового потенциала местных бюджетов в связи с изменениями налогового законодательства Российской Федерации.
Обеспечен мониторинг правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих вопросы налогообложения.
По итогам проведенной в 2014 году оценки Правительства Российской Федерации за 2013 год в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" среди 83 регионов Ростовская область в рейтинге заняла 18-е место. По результатам данного рейтинга из федерального бюджета Ростовской области были выделены 162,3 млн. рублей в качестве поощрения за достижение наилучших показателей деятельности органов исполнительной власти.
По результатам мониторинга, проведенного Министерством финансов Российской Федерации по итогам 2014 года, пятый год подряд Ростовской области присвоена высшая 1-я степень качества управления региональными финансами.
В I полугодии 2015 г. доходы консолидированного бюджета Ростовской области составили 81,5 млрд. рублей, или 48,6 процента к годовому плану. Расходы исполнены в сумме 83,8 млрд. рублей, или 44,3 процента к годовому плану. Темп роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил по доходам и расходам соответственно 108,1 и 104,8 процента.
2. Основные цели и задачи бюджетной политики
и налоговой политики на 2016 - 2018 годы
Стратегические цели бюджетной политики обозначены основными направлениями бюджетной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, одобренными на заседании Правительства Российской Федерации 25 июня 2015 г., сформулированы в Программе повышения эффективности управления государственными финансами на период до 2018 года в Ростовской области, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 02.04.2014 № 216.
Основной целью бюджетной политики Ростовской области является обеспечение устойчивости бюджета Ростовской области, выполнение принятых обязательств перед гражданами, развитие человеческого капитала.
В соответствии с Посланием Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014 основными направлениями бюджетной политики Российской Федерации на последующую трехлетку определены задачи по наращиванию темпов роста собственных (налоговых и неналоговых) доходов, сокращению неэффективных расходов, снижению уровня дефицита бюджета.
Достижению данных целей будет способствовать укрепление налогового потенциала Ростовской области, оптимизация бюджетных расходов, совершенствование контроля за эффективным использованием бюджетных средств.
В следующем финансовом году необходимо провести полную адаптацию бюджета к новым экономическим условиям. Будущий бюджет должен стать одновременно и "бюджетом роста" и "бюджетом ответственности".
В предстоящем году будет реализована бюджетная политика, направленная на сокращение доли текущих расходов и инвестиционный рост экономики. В связи с этим необходимо обеспечить устойчивую конструкцию областного бюджета и долгосрочную стабильность предельных объемов расходных обязательств.
Одной из важнейших задач будет являться соблюдение взвешенной долговой политики, направленной на ограничение размера государственного долга Ростовской области и соблюдение предельного уровня, определенного законодательством.
Для достижения целей эффективной бюджетной политики перед всеми участниками бюджетного процесса поставлены задачи по:
повышению эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;
созданию условий для повышения качества предоставления государственных услуг;
повышению эффективности процедур проведения государственных закупок;
совершенствованию процедур предварительного и последующего контроля, в том числе уточнение порядка и содержания мер принуждения к нарушениям в финансово-бюджетной сфере;
обеспечению открытости бюджетного процесса перед гражданами.
Приоритетным направлением Правительства Ростовской области в сфере налоговой политики будет являться создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности как основного источника обеспечения наполняемости областного бюджета собственными доходами в полном объеме и недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику.
2.1. Совершенствование нормативно-правового регулирования
бюджетного процесса и налоговой политики Ростовской области
Совершенствование нормативно-правового регулирования бюджетного процесса будет осуществляться в целях внедрения на территории Ростовской области новых механизмов и инструментов реализации бюджетного процесса.
В связи с подготовкой новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации в предстоящем периоде предстоит обеспечить приведение нормативных правовых актов Ростовской области в соответствие с федеральным законодательством.
Достижение целей социально-экономического развития Ростовской области будет обеспечиваться путем реализации государственных программ Ростовской области.
Формирование основных характеристик бюджета будет осуществляться по "консервативному" ("базовому") варианту прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогноза социально-экономического развития Ростовской области, что обеспечивает надлежащую точность бюджетного планирования и позволяет минимизировать бюджетные риски.
Совершенствование нормативной правовой базы по вопросам налогообложения будет направлено на создание условий для обеспечения стабильности ведения экономической деятельности на территории Ростовской области.
Важным направлением реализации налоговой политики является совершенствование налогообложения имущества, в связи с чем будет продолжена подготовительная работа по введению налога на имущество для физических лиц и для организаций исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Концепция перехода будет осуществлена с учетом подходов и задач, предусмотренных в аналогичных федеральных документах. Переходный период предполагает постепенное введение налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости по мере готовности муниципальных образований к его введению.
Продолжится реализация мер, предусмотренных нормативными правовыми актами Ростовской области и направленных на стимулирование экономического развития, увеличение налоговой базы и собираемости налогов в бюджеты всех уровней.
Начиная с 2016 года исполнение государственного задания государственными учреждениями Ростовской области будет осуществляться в рамках сформированного государственного задания в порядке, установленном постановлением Правительства Ростовской области от 18.09.2015 № 582 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Ростовской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания" в соответствии с новациями, принятыми на федеральном уровне.
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" будут приняты постановления Правительства Ростовской области о правилах определения нормативных затрат и требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг.
В 2016 году органам исполнительной власти Ростовской области необходимо обеспечить утверждение планов закупок, на основании проектов которых будет формироваться проект областного бюджета.
Продолжится реализация плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов, включая мероприятия, направленные на рост доходов, оптимизацию расходов, а также сокращение государственного долга, в Ростовской области.
Будет сохранена направленность бюджетной политики на безусловное финансовое обеспечение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий, выплат и компенсаций.
В связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 22.10.2014 № 311-ФЗ в части изменения бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусматривается разработка порядка формирования и ведения реестров источников доходов областного бюджета и реестров источников доходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области. Данные документы планируются к разработке после принятия аналогичных порядков на федеральном уровне.
2.2. Приоритеты бюджетных расходов
Приоритетом бюджетной политики в сфере расходов будет являться развитие человеческого капитала, предоставление качественных и конкурентных государственных услуг на основе целей и задач, определенных указами Президента Российской Федерации и Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года.
Решение приоритетных задач государственной политики - в первую очередь безусловное обеспечение реализации Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 - 602, 606, от 01.06.2012 № 761, от 28.12.2012 № 1688 (далее - указы Президента Российской Федерации). В их числе по приоритетным направлениям:
повышение заработной платы работникам бюджетного сектора экономики;
улучшение жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых на бесплатной основе;
переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу;
установление ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям в размере определенного Ростовской областью прожиточного минимума для детей, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет;
льготное обеспечение жителей Ростовской области лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания;
организация и проведение государственными музеями Ростовской области обменных выставок с музеями Российской Федерации.
Концентрация финансовых ресурсов на выполнение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации, будет направлена на достижение значений результатов, установленных "дорожными картами".
В целях повышения эффективности использования финансовых ресурсов, обеспечивающих поэтапное повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы, бюджетные ассигнования на данные цели будут доводиться главным распорядителям бюджетных средств в установленном Правительством Ростовской области порядке.
Одним из приоритетных направлений по-прежнему остается подготовка Ростовской области к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году. В предстоящем периоде планируется продолжить создание и реконструкцию объектов спортивной, транспортной, инженерной инфраструктуры, на что будут направлены средства федерального, областного, местных бюджетов, а также внебюджетные источники.
Приоритетными направлениями инвестиционных расходов в 2016 году будут "переходящие" объекты областной собственности, строительство муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений, муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства и теплоэнергетики, а также капитальный ремонт областных и муниципальных учреждений культуры.
Главными распорядителями средств областного бюджета будут пересматриваться отраслевые приоритеты в рамках общих бюджетных подходов и доведенных предельных показателей расходов областного бюджета. Таким образом, приоритетность задач позволит сократить риск "размывания ресурсов", обеспечив достижение основных задач и стратегических целей государственных программ Ростовской области.
2.3. Повышение эффективности и оптимизация
структуры бюджетных расходов
Бюджетная политика в сфере расходов будет направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
В целях создания условий для эффективного использования средств областного бюджета и мобилизации ресурсов продолжится применение основных подходов, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов в условиях финансовых ограничений:
оптимизация и переформатирование бюджетных расходов с учетом необходимости исполнения приоритетных направлений;
инвентаризация публичных обязательств и мер социальной поддержки;
повышение эффективности процедур проведения государственных закупок;
обеспечение реструктуризации бюджетной сети при условии сохранения качества и объемов государственных услуг;
повышение производительности труда работников государственных учреждений;
введение менее затратных технологий, позволяющих сохранить качество предоставляемых услуг при меньшем использовании ресурсов;
оптимизация расходов областного бюджета, направляемых государственным бюджетным и автономным учреждениям Ростовской области в форме субсидий на оказание государственных услуг (выполнение работ), за счет привлечения альтернативных источников финансирования, а также использования минимальных базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг;
активное привлечение внебюджетных ресурсов, направление средств от приносящей доход деятельности, в том числе на повышение оплаты труда отдельным категориям работников, поименованных в указах Президента Российской Федерации;
планирование расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт по объектам областной и муниципальной собственности только при наличии проектно-сметной документации с положительным заключением экспертизы;
повышение эффективности расходов в части предоставления средств областного бюджета внебюджетному сектору экономики;
недопущение увеличения действующих и принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми источниками;
резервирование средств на реализацию указов Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников бюджетного сектора экономики в очередном финансовом году исходя из методики расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), утвержденной Приказом Федеральной службы государственной статистики от 16.08.2015 № 427, и достигнутых показателей в текущем году.
В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 04.12.2014 при формировании областного бюджета учтено решение о сокращении расходов областного бюджета на 5 процентов в реальном выражении, за исключением социально и законодательно защищенных статей (оплата труда с учетом начислений, социальная поддержка, страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, обслуживание государственного долга Ростовской области, резервный фонд Правительства Ростовской области).
2.4. Основные подходы к формированию
межбюджетных отношений
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений будет ориентирована на решение следующих задач:
обеспечение сбалансированности местных бюджетов;
сохранение высокой роли выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов;
повышение эффективности использования бюджетных средств.
Оказание финансовой поддержки со стороны областного бюджета в финансировании первоочередных расходов муниципальных бюджетов будет осуществляться путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые сохранят ведущую роль в системе межбюджетного регулирования. Являясь ключевой формой межбюджетных трансфертов, общий объем указанных дотаций не будет подвержен уменьшению даже в случае необходимости пересмотра отдельных расходных статей областного бюджета.
При этом с учетом методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений будут рассмотрены вопросы совершенствования межбюджетных отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления в Ростовской области.
Для дальнейшего развития сети многофункциональных центров (далее - МФЦ) предусматривается передача с 1 января 2016 г. из областного бюджета в бюджеты муниципальных районов и городских округов 45 процентов норматива отчислений от уплаты государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в МФЦ.
В областном бюджете будут предусмотрены средства на предоставление бюджетных кредитов на покрытие временных кассовых разрывов местных бюджетов в пределах финансового года с минимальной платой за их использование.
Предусматривается выделение грантов местным администрациям за наилучшие достижения в деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений, эффективную деятельность по привлечению инвестиций.
Оказание финансовой помощи местным бюджетам останется одним из приоритетов бюджетных расходов областного бюджета. На эти цели будут направлены значительные средства в виде межбюджетных трансфертов.
Для компенсации дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с программными Указами Президента Российской Федерации предполагается выделение дополнительных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям. Будут рассматриваться вопросы оказания финансовой помощи на обеспечение сбалансированности местных бюджетов.
Вместе с тем для поддержания сбалансированности местных бюджетов органам местного самоуправления необходимо обеспечить применение мер, направленных на ограничение дефицитов муниципальных бюджетов и уровня долга. В частности, необходимо осуществлять неукоснительное соблюдение условий получения межбюджетных трансфертов.
В этих целях должны быть приняты меры, направленные на увеличение собственной доходной базы, включение в бюджет в первоочередном порядке расходов на финансирование действующих расходных обязательств, непринятие расходных обязательств, не подкрепленных необходимыми источниками их финансирования, сокращение неэффективных расходов, сдерживание наращивания объема муниципального долга.
В целях минимизации возможных рисков разбалансированности бюджетов органы местного самоуправления должны обеспечить направление дополнительных поступлений по доходам, прежде всего на снижение бюджетного дефицита.
От органов местного самоуправления требуется проведение крайне взвешенной долговой политики, особенно там, где уровень муниципального долга прирастает.
В новых экономических условиях задача повышения эффективности бюджетных расходов выходит на первый план. Ограниченные финансовые возможности должны компенсироваться усилением исполнительской дисциплины.
Существенный резерв повышения эффективности бюджетных расходов лежит в области подготовки бюджетных решений. В работе по эффективному использованию бюджетных средств требуется смещение акцента на оценку обоснованности решений. Необходимо активно использовать оценку эффективности бюджетных расходов уже на этапе планирования расходов.
Основными задачами ближайших лет по повышению эффективности бюджетных расходов на муниципальном уровне являются:
повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;
создание условий для повышения качества предоставления муниципальных услуг;
повышение эффективности процедур проведения муниципальных закупок;
совершенствование процедур предварительного и последующего финансового контроля;
обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.
2.5. Повышение прозрачности и открытости
бюджетного процесса
Определяющим направлением бюджетной политики на современном этапе является повышение открытости и прозрачности общественных финансов.
На федеральном уровне начиная с 2014 года началось внедрение компонентов государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в бюджетный процесс.
Одним из ключевых преимуществ "Электронного бюджета" является формирование единого открытого информационного пространства в сфере управления общественными финансами и экономикой субъекта Российской Федерации, обеспечение достоверности и доступности для граждан информации о деятельности органов государственной власти Ростовской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 № 658 "О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано использовать сервисные подсистемы системы "Электронный бюджет" для реализации бюджетных правоотношений.
В Ростовской области на базе единой автоматизированной системы управления общественными финансами осуществляется подготовка к внедрению информационного ресурса "Открытый бюджет".
Развертывание данного портала существенно повысит прозрачность бюджетного процесса за счет создания единой областной базы данных, содержащей всю информацию по планированию и исполнению общественных финансов Ростовской области.
В целях информирования общественности, выявления общественного мнения и осуществления взаимодействия органов государственной власти Ростовской области с общественностью необходимо продолжить проведение публичных слушаний по проектам областных законов об областном бюджете и об отчете об исполнении областного бюджета.
В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для информирования населения продолжится размещение брошюры "Бюджет для граждан".
Также в целях обеспечения прозрачности и открытости муниципальных финансов, повышения доступности и понятности информации о бюджете органам местного самоуправления необходимо обеспечить регулярную публикацию и обновление рубрики "Бюджет для граждан".
Заместитель начальника
управления документационного
обеспечения - начальник отдела
нормативных документов и архивной
работы Правительства Ростовской области
В.В.СЕЧКОВ
------------------------------------------------------------------