Постановление Администрации г. Таганрога от 29.10.2015 N 3313 "О прогнозе социально-экономического развития города Таганрога на долгосрочный период 2016 - 2021 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТАГАНРОГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2015 г. № 3313

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
ТАГАНРОГА НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД 2016 - 2021 ГОДЫ

В соответствии с Решением Городской Думы города Таганрога от 30.09.2013 № 590 "Об утверждении Положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе муниципального образования "Город Таганрог", постановлением Администрации города Таганрога от 24.08.2015 № 2604 "О порядке разработки прогнозов социально-экономического развития города Таганрога" и в целях реализации основных приоритетов социально-экономического развития города Таганрога в долгосрочной перспективе постановляю:
1. Утвердить прогноз социально-экономического развития города Таганрога на 2016 - 2021 годы согласно приложению.
2. Финансовому управлению г. Таганрога (Лях Т.И.) при формировании бюджетного прогноза города Таганрога на долгосрочный период руководствоваться основными показателями прогноза социально-экономического развития города Таганрога на 2016 - 2021 годы.
3. Пресс-службе Администрации города Таганрога (Яковлева Т.Г.) обеспечить официальное опубликование настоящего постановления и представить информацию о его опубликовании в общий отдел Администрации города Таганрога.
4. Общему отделу Администрации города Таганрога (Лунева Н.А.) обеспечить представление копии настоящего постановления и информации о его официальном опубликовании в Правительство Ростовской области в установленные сроки.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы Администрации города Таганрога Коженко О.В.

Мэр города Таганрога
В.А.ПРАСОЛОВ





Приложение
к постановлению
Администрации
города Таганрога
от 29.10.2015 № 3313

ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТАГАНРОГА
НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД 2016 - 2021 ГОДЫ

Разработка прогноза социально-экономического развития города Таганрога на 2016 - 2021 годы осуществлена в соответствии с приоритетами и целями, поставленными в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2021 года, в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Таганрог" на период до 2021 года, в муниципальных программах города Таганрога до 2021 года.
В 2016 - 2021 годах меры Администрации города Таганрога будут направлены на создание условий по обеспечению устойчивых темпов роста в реальном секторе экономики и повышение жизненного уровня населения города. Предполагается рост объемов промышленного производства, ввода жилья, оборота розничной торговли. Продолжится увеличение реальной заработной платы и денежных доходов населения. В условиях восстановительного роста в основных отраслях экономики ситуация в инвестиционной сфере города Таганрога остается достаточно сложной.
Основой формирования прогнозных параметров послужили анализ тенденций развития экономики города, состояния социальной сферы за предшествующий период, оценка основных показателей социально-экономического развития на 2015 год, статистические показатели, представленные министерством экономического развития Ростовской области отделом государственной статистики в г. Таганроге.

ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА ТАГАНРОГА НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД 2016 - 2021 ГОДОВ

N
п/п
Наименование показателя
Единица измерения
2014 год (отчет)
2015 год (оценка)
2016 год (прогноз)
2017 год (прогноз)
2018 год (прогноз)
2019 год (прогноз)
2020 год (прогноз)
2021 год (прогноз)
1.
Объем отгруженных товаров, работ и услуг, выполненных собственными силами по полному кругу организаций
млн. руб.
56629,1
59781,9
79294,3
83866,2
97330,1
97330,1
97330,1
97330,1
Темп к предыдущему году
процент
109,9
105,6
132,6
105,8
116,1
100,0
100,0
100,0
2.
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, всего
млн. руб.
575,7
647,6
689,4
736,8
789,4
849,4
917,4
917,4
Темп к предыдущему году
процент
105,0
112,5
106,5
106,8
107,1
107,6
108,0
108,0
3.
Объем инвестиций за счет всех источников финансирования
млн. руб.
6131,4
6193,5
6084,9
6078,4
6189,7
6189,7
6189,7
6189,7
Темп к предыдущему году
процент
63,3
101,0
98,2
99,9
101,8
100,0
100,0
100,0
4.
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство"
млн. руб.
5130,3
5665,2
6245,1
6957,0
7786,9
8721,3
9776,6
9776,6
Темп к предыдущему году
процент
106,8
110,4
110,2
111,4
111,9
112,0
112,1
112,1
5.
Ввод жилья, всего
тыс. кв. м
130,0
142,6
158,0
177,3
201,7
234,2
272,1
272,1
Темп к предыдущему году
процент
108,9
109,7
110,8
112,2
113,8
116,1
116,2
116,2
6.
Среднесписочная численность работников по полному кругу организаций
тыс. человек
84,2
82,0
81,8
81,9
82,8
83,7
84,6
84,6
Темп к предыдущему году
процент
96,4
97,4
99,7
100,1
101,1
101,1
101,1
101,1
7.
Среднемесячная заработная плата работников по полному кругу организаций
руб.
22559,7
23592,9
25751,8
28571,0
31461,4
34645,3
38151,4
38151,4
Темп к предыдущему году
процент
109,6
104,6
109,2
110,9
110,1
110,1
110,1
110,1
8.
Фонд заработной платы по полному кругу организаций
млн. руб.
22800,0
23218,5
25275,8
28079,9
31273,6
34797,7
38731,3
38731,3
Темп к предыдущему году
процент
105,7
101,8
108,9
111,1
111,4
111,3
111,3
111,3
9.
Уровень регистрируемой безработицы
процент
0,86
0,94
0,92
0,88
0,84
0,80
0,80
0,80
Темп к предыдущему году
процент
114,7
109,3
97,9
95,7
95,5
95,4
100,0
100,0
10.
Количество малых и средних предприятий, всего по состоянию на конец года
единиц
4922
4932
4947
4965
4979
4998
5015
5015
Темп к предыдущему году
процент
103,4
100,2
100,3
100,3
100,3
100,3
100,3
100,3
11.
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по малым и средним предприятиям, всего
тыс. человек
23,13
23,19
23,2
23,36
23,54
23,73
23,92
23,92
Темп к предыдущему году
процент
101,0
100,2
100,1
100,6
100,7
100,8
100,8
100,8
12.
Оборот малых и средних предприятий
млн. руб.
54184,9
57045,8
60567,3
64709,2
68301,7
72468,1
76888,7
76888,7
Темп к предыдущему году
процент
103,3
105,3
106,2
106,8
105,5
106,1
106,1
106,1
13.
Оборот розничной торговли
млн. руб.
39533,2
42933,5
45858,7
49627,3
53515,5
57708,4
62229,9
62229,9
Темп к предыдущему году
процент
111,1
108,6
106,8
108,2
107,8
107,8
107,8
107,8
14.
Оборот общественного питания
млн. руб.
1916,1
2033,1
2188,2
2381,4
2592,4
2822,1
3072,2
3072,2
Темп к предыдущему году
процент
11,2
106,1
107,6
105,9
108,9
108,9
108,9
108,9
15.
Объем платных услуг, предоставленных населению
млн. руб.
8892,1
9945,5
10966,1
12030,0
13124,2
14318,0
15620,4
15620,4
Темп к предыдущему году
процент
107,3
111,8
110,3
109,7
109,1
109,1
109,1
109,1
16.
Численность постоянного населения (среднегодовая)
тыс. человек
253,3
252,0
250,9
250,2
249,5
248,7
247,9
247,9
Темп к предыдущему году
процент
99,6
99,5
99,6
99,7
99,7
99,7
99,7
99,7
17.
Аренда муниципаль ного имущества
млн. руб.
26,3
28,4
16,5
15,3
15,9
14,0
12,0
12,0
18.
Аренда земельных участков
млн. руб.
260,4
312,8
262,5
259,9
258,7
258,7
258,7
258,7
19.
Продажа земельных участков
млн. руб.
35,5
20,0
20,2
20,2
20,2
20,2
20,2
20,2
20.
Продажа муниципаль ного имущества
млн. руб.
47,8
41,5
23,0
20,0
19,9
17,0
15,0
15,0
21.
Доходы в виде прибыли, приходящиеся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежа щим городским округам
тыс. руб.
1240,8
1038,6
785,1
895,3
848,3
848,3
848,3
848,3
22.
Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий
тыс. руб.
421,4
573,2
422,2
448,3
532,9
532,9
532,9
532,9
23.
Сумма доходов для расчета налогового потенциала по НДФЛ
тыс. руб.
24168221,5
24611834,3
26792599,1
29764964,5
33150307,2
36885907,1
41055517,1
41055517,1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОГНОЗУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА ТАГАНРОГА НА 2016 - 2021 ГОДЫ

Прогноз социально-экономического развития города Таганрога разработан в варианте, предполагающем развитие в условиях принятия мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета.
Ведущее место в экономике города принадлежит промышленному производству. Прогноз промышленного комплекса города Таганрога на период 2016 - 2021 гг. разработан с учетом динамики развития производства в городе Таганроге за 2013 - 2014 гг., оценки на 2015 год, а также с учетом отдельных прогнозных показателей предприятий и организаций города.
По объему отгруженных товаров, работ и услуг, выполненных собственными силами, Таганрог занимает второе место среди городов области. Доля объема промышленной продукции города в общем объеме производства Ростовской области составляет около 13%.
По итогам 2014 года объем отгруженных товаров, работ и услуг, выполненных собственными силами, по полному кругу предприятий увеличился к уровню 2013 года на 9,9%, по кругу крупных и средних - на 9,6%.
На формирование положительного итогового показателя, характеризующего динамику производства по результатам 2014 года, оказали влияние в первую очередь обрабатывающие производства, у которых отмечено увеличение объемов производства (на 10,1%) к уровню предшествующего года. Основную долю от общего объема отгруженных товаров (65%) составила продукция предприятий по виду деятельности "Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий".
Предприятия, функционирующие в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды, по итогам 2014 года демонстрировали прирост объемов к уровню 2013 года на 1,3%.
С начала 2015 года в промышленности города произошли некоторые изменения: из числа крупных и средних предприятий обрабатывающих производств перешли в разряд малых ООО НТФ "Энергомаш - инжиниринг", ООО ТД Техстрой, ООО "Центр - сервис"; в состав крупных и средних предприятий включены: ОАО "ПромТяжМаш", ООО "Центр ремонта металлургического оборудования"; находятся в состоянии банкротства ООО "ПК ТИС" и ООО "Эйч Ти Авто".
По итогам проведенной оценки на 2015 год объем отгруженных товаров, работ и услуг, выполненных собственными силами, по полному кругу организаций увеличится относительно 2014 года на 5,6%. Росту показателя способствует увеличение объема отгруженных товаров, работ и услуг по предприятиям вида деятельности "Обрабатывающие производства" (темп роста - 105,7%).
В связи со сложившейся ситуацией на Украине в целях нормализации финансово-экономической деятельности, предприятия города ведут активную работу в рамках импортозамещения.
В 2015 году и последующие годы наращивать объемы производства продукции (за счет модернизации и реконструкции производства, ввода в действие новых мощностей, формирования портфеля заказов и заключения договоров на поставку продукции) планируют предприятия ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева", ПАО "Тагмет", ОАО ТКЗ "Красный котельщик", ООО "Лемакс", ОАО "Красный гидропресс", ЗАО "Фамадар картона ЛТД", АО "Прибой", ОАО "325 АРЗ", ООО "Полимерпром" и др.
В прогнозируемом периоде наибольший рост объемов отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу организаций отмечается в 2016 году (на 32,6%).
Высокий темп роста объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг обусловлен значительным увеличением данного показателя на ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" (на 63,6%). Это связано с завершением реализации в 2015 году ФЦП "Реконструкция композитного производства для изготовления крупногабаритных радиопрозрачных обтекателей (РПО)" и внедрением приобретенного и модернизированного оборудования в технологический процесс производства на предприятии в 2016 году.
На АО "Таганрогский завод "Прибой" планируется закончить реконструкцию инструментального производства предприятия, предусматривается техперевооружение испытательной базы предприятия и др.
В 2015 году ЗАО "Фамадар Картона Лимитед" планирует завершение инвестиционных проектов по приобретению ротационно-высекательной линии и упаковочной линии, которые в последующие годы планируются к запуску в производственный процесс предприятия.
Ежегодное (2016 - 2018 гг.) увеличение количества выпускаемого бытового газового оборудования планируется на предприятии ООО "Лемакс" в связи с вводом в эксплуатацию дополнительного оборудования для котельного производства и продолжением реализации 2 этапа инвестиционного проекта "Автоматизация и роботизация котельного производства".
В рамках реализации инвестиционного проекта ООО "Полимерпром" продолжит расширение производства и номенклатуры изделий. В компании также планируется ввести в эксплуатацию новое оборудование для производства изделий из полимерных материалов.
В 2016 году и на дальнейший период ОАО "325 АРЗ" прогнозирует рост объемов производства, несмотря на снижение объемов отгрузки по итогам 2014 года. На предприятии в 2016 - 2017 гг. планируется внедрение инвестиционного проекта "Реконструкция и техническое перевооружение гальванического и механического участка цеха № 3 для изготовления в порядке импортозамещения запасных частей для ремонта авиационной техники".
В 2017 году наблюдается рост объемов отгруженных товаров и продукции на 5,8%, в 2018 году - на 16,1%. В 2019 - 2020 гг. существенных изменений объемов производства не прогнозируется.
Таким образом, исходя из динамики развития крупных и средних предприятий за 2013 и 2014 годы, итоговых показателях за январь-июль 2015 года, прогнозируемых показателей предприятий и развития предприятий малого бизнеса, в 2020 году объем отгруженных товаров, работ и услуг, выполненных собственными силами по полному кругу организаций, возрастет в 1,7 раза к уровню 2014 года.
Ситуация в инвестиционной сфере города Таганрога продолжает оставаться достаточно сложной. По итогам 2014 года объем инвестиций в основной капитал составил по полному кругу организаций 6131,4 млн. рублей. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 63,3% к 2013 году.
Снижение объема инвестиций связано с тем, что в 2013 году завершилась реализация крупных инвестиционных проектов:
ОАО "Инпром Эстейт" - реализован инвестиционный проект "Строительство торгово-развлекательного центра "Мармелад";
ПАО "ТАНТК им Г.М. Бериева" - завершена реализация проекта "Перенос производства многоцелевого самолета-амфибии БЕ-200".
Кроме того, в 2014 году сокращение объемов инвестирования отмечено на ПАО "ТАГМЕТ" (на 57,3%), что, соответственно, отразилось и на общей динамике инвестиций в целом по городу, и связано с завершением реализации крупного инвестиционного проекта "Строительство сталеплавильного комплекса ДСП-135", включенного в перечень "100 Губернаторских инвестиционных проектов".
На исполнение заявленных показателей объема инвестиций ОАО ТКЗ "Красный котельщик" значительно повлияла сложившаяся ситуация на рынке РФ, которая отразила падение уровня ожидаемой контрактации в 2014 году, что связано с окончанием в 2013 году этапа строительства и модернизации ряда энергообъектов. Также весомую долю в плане контрактации предприятия занимали проекты, связанные с поставкой оборудования на энергообъекты, находящиеся на Украине.
Сложная ситуация на Украине оказала влияние и на финансовое положение ОАО "325 АРЗ". У предприятия возникли трудности с поставкой запчастей и комплектующих изделий, изготавливаемых на территории указанной страны, в результате чего исполнение заявленного предприятием значения объема инвестиций в основной капитал на 01.01.2015 составило всего 3,1%.
Также в 2014 году не были выполнены заявленные прогнозные показатели инвестиционной деятельности ОАО "ТМТП", что обусловлено резким падением грузооборота; ФГУ "АМП Таганрог" в связи с реорганизацией (ФГУ "АМП Таганрог" переименовано в ФГБУ "Администрация морских портов Азовского моря"); ООО "Завод Кристалл" и ООО "ПК "ТИС", планировавшие реализацию инвестиционных проектов в 2014 году, находятся в стадии банкротства, в связи с чем реализация проектов остановлена.
По оценке, объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий и организаций г. Таганрога в 2015 году составит 6193,46 млн. рублей (темп к 2014 г. - 101%).
Данный рост обусловлен увеличением объема инвестиций по следующим видам экономической деятельности: "Обрабатывающие производства" (темп к 2014 году - 122,3%); "Транспорт и связь" (212,8%); "Финансовая деятельность" (250,5%).
Среди крупных инвестиционных проектов, реализуемых крупными и средними организациями в 2015 году, можно выделить следующие:
ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева":
"Реконструкция композитного производства для изготовления крупногабаритных радиопрозрачных обтекателей (РПО)" (общая стоимость проекта - 883,93 млн. рублей);
"Реконструкция и техническое перевооружение (1-й этап А-100)" (1358,60 млн. рублей);
"Реконструкция и техническое перевооружение цехов ремонта и модернизации изд. "ВП-021" (903,75 млн. рублей);
"Выполнение работ по модификации и модернизации самолета Бе-200 ЧС" (518,34 млн. рублей);
ОАО "ТКЗ Красный котельщик": "Модернизация и реконструкция котельного оборудования" (200,6 млн. рублей);
АО "Красный гидропресс": "Реконструкция и техническое перевооружение производства" (202,8 млн. рублей);
ООО "Полимерпром": "Производство муфт для обсадных и насосно-компрессорных труб" (134,5 млн. рублей);
АО "Таганрогский завод "Прибой": "Техническое перевооружение механосборочного, сборочно-монтажного производства, лабораторной и испытательной базы" (979 млн. рублей);
ООО "Морской зерновой терминал": "Причальное сооружение с технологическим перегрузочным комплексом в морском порту Таганрога в районе Северного мола" (450 млн. рублей) и др.
На период 2016 - 2017 гг. прогнозируется снижение объема инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций по следующим видам экономической деятельности: "Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий", которое обусловлено завершением в 2015 году на ПАО "Тагмет" реализации крупного инвестиционного проекта "Строительство сталеплавильного комплекса ДСП-135"; "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды", связанное с тем, что МУП "Таганрогэнерго" находится в стадии банкротства.
В 2018 году и последующие годы будет наблюдаться оживление инвестиционной активности, это связано с реализацией инвестиционных проектов следующих организаций: АО "ТНИИС"; ПАО "ТАНТК им Г.М. Бериева"; ОАО "Прибой"; ООО "Металл-Сервис"; ООО "Звезда-Стрела"; ОАО "Центральный рынок"; ОАО "Таганрогмежрайгаз"; ООО "Полимерпром"; МУП "Управление "Водоканал"; ОАО "23 МОЗ"; ОАО "ТМТП"; ОАО "НКБ ВС".
Кроме того, в рамках федеральной адресной инвестиционной программы реализуются следующие проекты:
"Техническое перевооружение авиационной метеорологической станции гражданской авиации (Таганрог), аэропорт Таганрог, включая установку автоматизированной метеорологической измерительной системы с центральным устройством и датчиками, средств связи, средств отображения метеорологической информации", техническое перевооружение. Инициатором проекта является ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева";
"Техническое перевооружение и реконструкция производства и приборно-измерительной базы на АО "Таганрогский научно-исследовательский институт связи".
В рамках Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы" на ОАО "Таганрогский завод "Прибой" продолжится техническое перевооружение предприятия.
Строительство занимает одно из ключевых мест в экономике города Таганрога, обеспечивая реализацию стратегических задач социально-экономического развития города Таганрога.
В 2014 году по оценочным данным (итоги деятельности за 2014 год будут подведены Ростовстатом в IV квартале 2015 года) объемы работ по виду деятельности "Строительство" увеличились к уровню предыдущего года на 6,8%.
С 2015 года планируется сохранить положительную динамику роста объемов строительных работ.
По оценке, в 2015 году ситуация в строительстве не потерпит кардинальных изменений. При благоприятном развитии экономической ситуации в отрасли будет наблюдаться небольшое увеличение объемов работ по виду деятельности "Строительство". Планируемый объем работ в 2015 году составит 5605,5 млн. руб., или 110,4% к уровню 2014 года.
В 2015 - 2021 годах планируется ввести в эксплуатацию следующие социально значимые объекты для нужд города Таганрога: детский сад на 190 мест по пер. 1-й Новый, 16д; детский сад на 220 мест по ул. Сергея Шило, 259-2; детский сад на 280 мест по ул. Чучева, 48; МБУЗ "Родильный дом" по ул. Ленина, 153.
При условии выделения средств из всех уровней бюджетов Администрацией города Таганрога в 2015 - 2021 годах планируется ввести в эксплуатацию следующие социально значимые объекты для нужд города Таганрога: детский сад по ул. Чехова, 337 - 3; детский сад на 220 мест по ул. Адмирала Крюйса, 25а; детский сад на 120 мест по ул. Пальмиро Тольятти, 32б; детский сад на 220 мест по Мариупольскому Шоссе, 31/7.
К положительным факторам в прогнозном периоде следует отнести сохранение темпов роста строительства жилья на территории города Таганрога.
В 2014 году за счет всех источников финансирования в городе введено в эксплуатацию 130 тыс. кв. м жилья (109% к уровню 2013 года).
В 2015 году в городе планируется ввести 142,6 тыс. кв. м, что превысит показатель 2014 года на 9,8%, а к 2020 году - увеличить объемы жилищного строительства до 272 тыс. кв. м.
Прогнозные значения на 2016 - 2021 годы приняты в соответствии с темпами ввода жилья для Ростовской области, утвержденными в государственной программе Ростовской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области" (постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 604).
При наличии средств вышестоящих бюджетов в 2016 - 2017 гг. планируется строительство муниципальных жилых домов по следующим адресам: Мариупольское Шоссе, 27 - 3 (8,21 тыс. кв. м); ул. Чехова, 324в (6,71 тыс. кв. м).
В целях освоения перспективных площадок под жилищное строительство ведется разработка проекта планировки в западном жилом массиве на пересечении Николаевского Шоссе и автомагистрали М23. Проведены инженерно-геодезические изыскания (в районе улиц Шишкина, Варданяна в г. Таганроге).
Ведутся кадастровые работы на земельном участке микрорайона "Диагональ-Б", подготовлено задание на проектирование для обеспечения микрорайона инженерными сетями.
Анализ среднегодовой численности постоянного населения в г. Таганроге указывает на постоянное снижение с 2010 года численности жителей города, как, впрочем, и в других городах Ростовской области, за исключением г. Новочеркасска. Среднегодовая численность населения города за 2014 год составила 253,3 тыс. человек, что ниже уровня 2012 года на 2,4 тыс. человек и на 0,9 тыс. человек ниже уровня 2013 года.
На данный показатель оказывают влияние два фактора - естественная убыль населения и миграционные процессы.
Несмотря на ежегодное снижение смертности и увеличение рождаемости в городе, а также реализацию мер, направленных на улучшение демографической ситуации и стимулирующих рождение вторых, третьих и последующих детей, уровень смертности, в значительной степени обусловленный сложившейся возрастно-половой структурой населения города Таганрога ("старение" населения), все еще существенно превышает уровень рождаемости (в 1,3 раза). Это обуславливает в прогнозном периоде сохранение естественной убыли населения. Миграционные процессы не покрывают естественную убыль населения города.
В течение 2014 года наблюдалось снижение (на 3,6% или на 3140 человек) численности работников по полному кругу предприятий. Согласно информации, предоставленной Ростовоблстатом, численность работников по полному кругу предприятий города в 2014 году составила 84221 чел.
На протяжении 2014 года состояние рынка труда характеризовалось существенным сокращением среднесписочной численности работников на крупных и средних предприятиях, на которых трудится более 74% от среднесписочной численности занятых в экономике города.
Численность работников по крупным и средним предприятиям города уменьшилась по отношению к 2013 году на 4,9% (на 3381 человека) и по итогам 2014 года составила 64921 чел. Основная причина - значительное сокращение численности работников в "обрабатывающих производствах" (на 2421 чел.).
Согласно данным центра занятости населения города Таганрога и официальной информации градообразующих предприятий города, в 2015 году сохраняется тенденция сокращения численности работников как на предприятиях "обрабатывающих производств", так и в организациях других видов экономической деятельности.
На предприятиях города режимами неполной занятости было охвачено около 4 тысяч работников.
По итогам I полугодия 2015 года уровень регистрируемой безработицы увеличился к аналогичному периоду 2014 года на 0,11% и составил 0,86%.
Несмотря на прогнозирование роста численности персонала на некоторых крупных и средних предприятиях города в 2015 и последующих годах, прогнозные показатели численности занятых в экономике города до 2017 года имеют динамику снижения. Это обусловлено большим числом заявленных к высвобождению работников предприятий города (2015 - 815 чел.), банкротством или закрытием таких предприятий как ООО "Монтажспецстрой", ООО НПП "Спецстройсвязь", ООО "Завод "Кристалл" и ОАО "Таганрогский кожевенный завод", нестабильным финансовым положением ОАО "ТКЗ "Красный котельщик".
Складывающиеся тенденции в экономике и демографии города непосредственно скажутся на функционировании рынка труда, ситуация на котором будет формироваться под влиянием роста спроса на рабочую силу на объекты, создаваемые в ходе реализации инвестиционных проектов. Соответственно, изменится структура спроса на труд, что потребует возмещения недостающих кадров за счет их привлечения из других регионов, а также, в целях преодоления структурной безработицы, активизации мер по переобучению лиц, в том числе высвобождаемых из бюджетной сферы и предприятий города.
На основании информации о показателях использования рабочей силы по крупным и средним предприятиям города, предоставленной отделом государственной статистики, анализируя данные социально-трудовых показателей по изменению численности работников за 2014 год и I полугодие 2015 года, незначительный рост численности занятых в экономике города прогнозируется с 2017 года.
Среднемесячная заработная плата в целом по городу за 2014 год составила 22559,7 руб., что выше уровня 2013 года на 9,6%.
Увеличение среднемесячной заработной платы в 2014 году по сравнению с 2013 годом по крупным и средним предприятиям города отмечено во всех видах экономической деятельности (от 102,4% до 124,0%). В первом полугодии 2015 года также отмечен рост данного показателя по крупным и средним предприятиям на 7,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По данным Ростовстата за январь - июнь 2015 года среднемесячная заработная плата по городу Таганрогу составила 23041,4 руб., темп по отношению к январю - июню 2014 года - 106,4%
Самый высокий уровень среднемесячной заработной платы по кругу крупных и средних организаций зафиксирован в сферах "государственное управление, социальное страхование", "операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" и "финансовая деятельность".
На рост уровня среднегородской заработной платы оказывают влияние и предприятия субъектов малого предпринимательства, на которых отмечается положительная динамика по уровню среднемесячной заработной платы в анализируемом периоде.
При расчете оценочной на 2015 год и прогнозируемой на 2016 - 2021 гг. величины средней заработной платы учитывалась динамика уровня заработной платы на градообразующих предприятиях города, фонд заработной платы (ФЗП) которых составляет более 78% ФЗП в секторе экономики "обрабатывающее производство" и около 28% - по полному кругу предприятий города.
По представленным сведениям предприятий города производственной сферы деятельности 23 предприятия планируют повышение уровня среднемесячной заработной платы. Дополнительный импульс для роста фонда оплаты труда будет получен в результате мер по доведению заработной платы в бюджетных секторах экономики (образование, здравоохранение, культура) до эффективного уровня в соответствии с Указами Президента РФ и нормативными актами Правительства Ростовской области.
Анализируя ситуацию, которая складывается на предприятиях и в организациях города, а также на предприятиях малого бизнеса при прогнозировании показателя среднемесячной заработной платы по городу ожидаются следующие темпы роста среднемесячной заработной платы: в 2015 г. - 104,6%; 2016 г. - 109,2%; 2017 г. - 110,9%; 2018 г. - 110,1%; 2019 г. - 110,1%; 2020 г. - 110,1%; 2021 г. - 110,1%.
Прогноз развития малого и среднего предпринимательства на 2016 - 2018 годы формировался исходя из сценарных условий функционирования экономики города Таганрога на прогнозируемый период, перспектив социально-экономического развития Ростовской области, а также масштабов и результативности мер поддержки малого и среднего предпринимательства, проводимых как на федеральном и региональном, так и на муниципальном уровнях.
В прогнозируемом периоде продолжится финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках подпрограммы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства" муниципальной программы города Таганрога "Экономическое развитие и инновационная экономика".
В 2014 году произошло увеличение количества как малых предприятий (с 4871 до 4883 единиц), так и средних предприятий (с 49 до 51 единиц). Однако на 2015 год прогнозируется сокращение количества средних предприятий с 51 до 49 единиц. Это связано с тем, что ООО "ИнфотексТаганрогТелеком" в 2015 году реорганизован путем присоединения к крупному предприятию ОАО "Ростелеком", ООО "ЮгЗерно" прекратил свою деятельность с 01.01.2015 в связи с банкротством.
С 2016 года ООО "Полимерпром" с увеличением показателя по численности работников перейдет в категорию "крупные предприятия", так как на предприятии с 2014 года трудятся более 250 человек.
В прогнозе на 2016 - 2021 годы заложено незначительное увеличение количества малых предприятий, количество средних останется на прежнем уровне.
По итогам 2014 года наблюдалась тенденция увеличения зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, что связано с проводимой государственной политикой: возмещение 70% расходов на открытие собственного дела из средств областного и городского бюджетов, а также сокращение суммы отчислений во внебюджетные фонды для субъектов малого предпринимательства, занимающихся приоритетными сферами деятельности. В 2016 - 2021 гг. прогнозируется увеличение количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, в том числе и в связи с введением "налоговых каникул" в Ростовской области с 01.07.2015.
В 2015 году и последующие периоды прогнозируется увеличение численности работающих на малых предприятиях города. Это произойдет в основном за счет высвобождения работников крупных предприятий города.
Анализ динамики общего объема оборота субъектов малого и среднего предпринимательства выявил общую тенденцию увеличения объемов оборота малых предприятий (с учетом микропредприятий). В 2014 году оборот малых предприятий составил 44283,9 млн. рублей (темп к 2013 году - 120,2%). Основная доля приходится на предприятия торговли. В 2016 - 2021 гг. прогнозируется незначительное увеличение данного показателя.
Прогноз показателей потребительского рынка разработан с учетом анализа тенденций, происходивших в 2014 году и начале 2015 года на потребительском рынке города, во взаимосвязи с социально-экономической ситуацией в регионе и стране в целом.
В сфере розничной торговли города наблюдается дальнейшее развитие сетей крупных и средних торговых предприятий, увеличение их доли в объеме оборота торговли вне рынков.
В результате нового строительства, реконструкции предприятий, изменения вида деятельности и специализации в 2014 году на потребительском рынке открылось 107 новых объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в том числе торговли - 57. В 2015 году в сфере потребительского рынка города ввод в эксплуатацию крупных торговых объектов и объектов общественного питания не ожидается.
Следует отметить, что высокий уровень обеспеченности населения площадью торговых объектов, усиление конкуренции на городском потребительском рынке не оказывает существенного влияния на темпы роста оборота розничной торговли. Индекс физического объема оборота розничной торговли в 2014 году составил 103,1% (средний по Ростовской области - 102,5%) - 2-й рейтинговый показатель среди 12 городов области.
По показателю оборота торговли на душу населения за 2014 год (155 896 руб. или 87,8% уровня среднего показателя по области) город находится на 5-м месте после городов Ростова-на-Дону, Волгодонска, Новочеркасска и Каменска. Это свидетельствует о более низких, чем в других городах области, уровнях покупательской активности и роста реальных денежных доходов населения Таганрога.
В прогнозном периоде развитие потребительского рынка города будет происходить под влиянием двух разнонаправленных тенденций, определяющих платежеспособный спрос населения: рост денежных доходов населения и снижение численности населения. При этом стимулирующим фактором для развития потребительского рынка станет увеличение доли занятых в экономике в общей численности населения. Рост цен будет обусловлен индексацией тарифов на услуги, ростом цен на продовольствие.
В итоге ожидается, что в 2021 году по сравнению с 2014 годом объемы оборота розничной торговли возрастут в 1,57 раза, объемы платных услуг населению - в 1,76 раза.
Структуру собственных доходов бюджета города составляют налоговые и неналоговые доходы. Наибольшую долю в неналоговых доходах бюджета города составляют доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В прогнозном периоде будет наблюдаться динамика снижения поступления доходов от аренды муниципального имущества, обусловленная внесением изменений в Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части продления действия закона и расширения круга субъектов малого и среднего предпринимательства, которые могут воспользоваться преимущественным правом выкупа арендуемого имущества.
Муниципальные нежилые помещения, свободные от прав третьих лиц, подлежащие передаче в аренду, могут быть переданы в пользование главным образом посредством аукционных торгов, что резко ограничивает круг желающих, поскольку рынок аренды недвижимости в городе перенасыщен по сравнению со спросом на него. Кроме того, собственник немуниципального имущества, в зависимости от конъюнктуры рынка, может изменять размер арендной платы (делать гибкую систему скидок, затраты на проведенный ремонт погашать в счет арендной платы, предоставлять дополнительные услуги: телефонная связь, Интернет и т.п.), а в соответствии с Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 установлен запрет на изменение размера арендной платы за муниципальное имущество в сторону понижения. Таким образом, муниципальное имущество не является конкурентноспособным, что показывает устойчивая тенденция признания аукционов несостоявшимися.
Динамика снижения поступления доходов от арендной платы за земельные участки обусловлена уменьшением общей площади земельных участков, предоставленных в аренду гражданам и юридическим лицам, в связи с продажей в частную собственность.
При этом на фоне выбытия земельных участков в частную собственность общая площадь земельных участков, дополнительно вовлеченных в экономический оборот путем предоставления в аренду, является незначительной.
Динамика снижения поступления доходов от продажи земельных участков обусловлена следующими причинами:
1) выкуп земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, носит заявительный характер;
2) Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в части платности/бесплатности предоставления земельных участков, при этом значительно увеличилась доля граждан, имеющих право на бесплатное приобретение земельного участка;
3) внесение Решением Городской Думы города Таганрога от 06.11.2014 № 18 изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог", утвержденных Решением Городской Думы города Таганрога от 25.12.2012 № 506 (за 8 месяцев 2015 года КУИ было отказано в предоставлении в собственность земельных участков, расположенных в границах зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения 2-го пояса, по 138 поступившим заявлениям);
4) с 01.03.2015 вступили в силу изменения в Земельный кодекс РФ. В частности, в соответствии с пунктом 7 статьи 39.11 в случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. Таким образом, данная законодательная норма практически исключает возможность продажи в собственность земельных участков путем проведения аукциона.
Динамика снижения поступления доходов от продажи муниципального имущества обусловлена тем, что в собственности муниципального образования "Город Таганрог" уменьшилось количество муниципального имущества, возможного к реализации посредством аукционных торгов. В настоящее время имущество, подлежащее реализации, представляет собой подвалы жилых домов, объекты недвижимости, требующие больших капитальных вложений, и малоликвидное имущество. При этом муниципальная казна не пополняется новыми объектами (не ведется строительство за счет бюджета города, не осуществляется передача имущества в муниципальную собственность).
Поступления доходов по дивидендам по акциям осуществляются после проведения годовых общих собраний хозяйственных обществ, в соответствии с действующим законодательством и уставами обществ, на которых утверждаются суммы дивидендов доходов от участия в капитале.
Расчет поступлений доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей МУП, осуществлялся с учетом программ деятельности предприятий на 2015 год, статистических данных о получении прибыли муниципальными унитарными предприятиями и уплате части прибыли от использования муниципального имущества.
В отношении таких предприятий, как МУП "Управление "Водоканал", МУП "Трамвайно-троллейбусное управление", МУП "Спецавтохозяйство", МУП "Зеленый город" отчисления в бюджет не планировались, в связи с тем, что прибыль не является постоянным показателем в работе указанных предприятий.
В отношении МУП "Таганрогэнерго" с 15.07.2015 введена процедура, применяемая в деле о банкротстве - конкурсное производство.
В расчет принимались планируемые реорганизационные и ликвидационные мероприятия в отношении следующих муниципальных унитарных предприятий ЖКХ: МУП ЖКХ "Западное", МУП ЖКХ "Промышленное", МУП ЖКХ "Приморское", МУП ЖКХ "Северное", МУП "Таганрогское СДРСУ", МУП "Жилищно-эксплуатационные работы".
В прогнозе на 2016 - 2021 годы общая сумма поступлений в бюджет города уменьшена на сумму поступлений от указанных предприятий.
Около 40% собственных доходов формируется за счет налога на доходы физических лиц. При расчете оценочного фонда заработной платы на 2015 год и прогноза на 2016 - 2021 годы по г. Таганрогу учитывались темпы роста/спада численности работающих и заработной платы в организациях города, а также целевые показатели заработной платы отдельных категорий работников, установленных в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, 598, 606.
Таким образом, ФЗП составит: в 2016 году - 25275,8 млн. руб., в 2017 году - 28079,9 млн. руб., в 2018 году - 31273,6 млн. руб., в 2019 году - 34797,7 млн. руб., в 2020 году - 38731,3 млн. руб., 2021 году - 38731,3 млн. руб.

Управляющий делами
Администрации
города Таганрога
А.Б.ЗАБЕЖАЙЛО


------------------------------------------------------------------