Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 20.10.2015 N 19 "О работе Администрации города Ростова-на-Дону по реализации положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"



РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 20 октября 2015 г. № 19

О РАБОТЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 05.04.2013 № 44-ФЗ "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ
ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон) предусмотрен комплекс мер, направленных на повышение открытости всех процедур закупок, обеспечение реальной конкуренции между участниками таких закупок, а также установлен целый ряд запретов и ограничений, препятствующих коррупции.
В соответствии с решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 14.10.2013 № 526 на осуществление контроля в сфере закупок уполномочено управление экономического контроля Администрации города Ростова-на-Дону (далее - Управление).
Управление, в соответствии с полномочиями и функциями, осуществляло свою деятельность по трем основным направлениям: методологическое сопровождение деятельности заказчиков города Ростова-на-Дону в сфере закупок; мониторинг в сфере закупок; контроль в сфере закупок.
В рамках методологической помощи заказчикам и антикоррупционной работы в сфере закупок за отчетный период Управлением сформированы и постоянно актуализируются муниципальные правовые акты, регулирующие данную деятельность. Так, например, в 2015 году принято распоряжение Администрации города "Об утверждении Регламента осуществления Администрацией города Ростова-на-Дону ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд" и подготовлено еще пять правовых актов Администрации города Ростова-на-Дону.
В целях обеспечения открытости и прозрачности процесса осуществления закупок, профилактики запретов и ограничений, препятствующих коррупции, Управлением разработан антикоррупционный стандарт деятельности Администрации города Ростова-на-Дону в сфере осуществления закупок.
Основная нагрузка по реализации положений законодательства о контрактной системе возлагается на контрактные службы заказчиков (контрактных управляющих).
В настоящее время в городе осуществление закупок производится 402 заказчиками, в состав контрактных служб которых включены 741 человек, из них 564 человека обучены в соответствии с Федеральным законом. За отчетный период квалификацию повысили еще 60 сотрудников (при этом 177 человек (или 23% сотрудников), занимающихся закупками, еще не прошли обучение в соответствии с Федеральным законом).
Управлением организовано и проведено 3 обучающих семинара-совещания по проблемным вопросам реализации положений о контрактной системе в сфере закупок, в том числе и по вопросам противодействия коррупции, в которых приняли участие более 350 специалистов муниципальных учреждений города. В постоянном режиме проводится информационно-разъяснительная работа.
Администрацией города Ростова-на-Дону реализуется поэтапный план мероприятий на 2015 год по переходу к централизации (с учетом отраслевой специфики) закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, что позволит повысить качество и эффективность работы при осуществлении закупок.
Для оценки и анализа состояния сферы закупок в городе Ростове-на-Дону Управлением осуществляются следующие виды мониторинга:
- размещения планов-графиков закупок заказчиками города на 2015 год;
- соблюдения минимального уровня объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Данный показатель по состоянию на 01.10.2015 составил 15,77% от совокупного годового объема закупок, при установленной норме - не менее 15%.
Однако по итогам 2014 года данная норма не была соблюдена в следующих отраслях городского хозяйства: "Дорожное хозяйство" (на 100%), "Культура" (на 40%), "Образование" (на 49%);
- претензионно-исковой работы заказчиков (в случаях неисполнения либо ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по контракту). По результатам работы заказчиками было выставлено неустоек на сумму 540,56 тыс. руб., взыскано - 48,71 тыс. руб. (вся сумма взыскана в ходе претензионной (досудебной) работы). Наибольшее количество контрактов, заключенных в 2015 году, по которым проводилась данная работа, характерна для отрасли "Здравоохранение" (68 контрактов), в остальных отраслях - до трех контрактов;
- жалоб, поданных в Ростовское УФАС России, на действия (бездействие) в отношении заказчиков. В 2015 году подано 98 жалоб, при этом необоснованных - 51 (52%), обоснованных и частично обоснованных - 47. По результатам рассмотрения 15 закупок были аннулированы, что составляет 0,3% от общего количества опубликованных извещений о закупках;
- результатов осуществления закупок. За 9 месяцев 2015 года заключено 17494 контракта на общую сумму 6,4 млрд. руб. Из них конкурентными способами заключено - 1403 контракта (8,0% от общего количества заключенных контрактов) на общую сумму - 3,9 млрд. руб. (61,0% от общей суммы заключенных контрактов).
Сумма экономии бюджетных средств, по результатам проведенных конкурентных процедур за 9 месяцев 2015 года, составила 526,0 млн. руб. (7,6% от общей суммы начальных (максимальных) цен контрактов).
Наибольший удельный вес в общей стоимости заключенных контрактов составляют контракты, заключенные по итогам электронных аукционов (40,3%), среднее значение количества заявок приходящихся на одно опубликованное извещение - 2,95 ед. (среднее по муниципальным образованиям в Российской Федерации - 2,51 ед.).
В рамках осуществления контрольных полномочий за 9 месяцев 2015 года Управлением проведено 12 проверок по следующим отраслям городского хозяйства: "Здравоохранение" (МБУЗ "Городская поликлиника № 16); "Образование" (МБДОУ № 209, МБОУ Гимназия № 111); "Жилищно-коммунальное хозяйство" (Управления благоустройства: Ворошиловского, Железнодорожного, Ленинского, Октябрьского, Пролетарского, Советского районов города Ростова-на-Дону); "Дорожное хозяйство и транспорт" (Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения, МБУ "Центр интеллектуальной транспортной системы"); "Градостроительство и архитектура" (Управление наружной рекламой).
Проверено 63 процедуры определения поставщика с общей суммой начальных цен контрактов 281,5 млн. руб. Установлено 333 нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. По представлению Управления Министерством экономического развития Ростовской области выданы предписания для уплаты административных штрафов физическими лицами на сумму 155,0 тыс. руб.
Управлением осуществлен предварительный контроль в виде проверки 193 пакетов документов, на общую сумму 2,6 млрд. руб., из них в 115 (59,6%) установлены нарушения законодательства о контрактной системе. Заказчикам направлены рекомендации по устранению установленных несоответствий (за аналогичный период прошлого года этот показатель составлял 75%).
Таким образом, городская Дума отмечает, что в настоящее время на первый план выходит недостаточный уровень профессионализма специалистов заказчиков, ответственных за осуществление закупок, что обуславливает системные нарушения законодательства. Так, в среднем на одного из 402 заказчиков приходится более 5 версий (редакций) планов-графиков закупок.
Неконкурентными способами (у единственного поставщика) заключено - 16 091 контрактов (92,0% от общего количества), на общую сумму 2,5 млрд. руб. (39,0% от общей суммы). При этом закупки до 100,0 тыс. руб. и до 400,0 тыс. руб. у единственного поставщика осуществлены на общую сумму 974,3 млн. руб.
Реализация мероприятий по централизации закупок в соответствии с планом мероприятий на 2015 год в сферах "Жилищно-коммунальное хозяйство" и "Образование" осложнена нерешенностью вопроса по оптимизации их организационных структур.
Несмотря на принимаемые главными распорядителями бюджетных средств совместно с заказчиками меры по соблюдению требований Федерального закона об обязанности осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, имеют место факты их нарушения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 39 и 41 Устава города Ростова-на-Дону, городская Дума решила:
1. Информацию о работе Администрации города Ростова-на-Дону по реализации положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" принять к сведению.
2. Администрации города Ростова-на-Дону активизировать работу по централизации закупок в соответствии с планом мероприятий на 2015 год в сферах "Жилищно-коммунальное хозяйство" и "Образование".
3. Администрации города Ростова-на-Дону, ее отраслевым (функциональным) и территориальным органам в целях минимизации нарушений в сфере закупок:
1) обеспечить профилактику действий специалистов, ответственных за осуществление закупок, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции;
2) усилить контроль в отношении подведомственных им заказчиков за соблюдением требований Федерального закона, в том числе через создание условий для обеспечения открытости и прозрачности процесса закупок;
3) в рамках мероприятий по методологическому сопровождению деятельности заказчиков города Ростова-на-Дону обращать особое внимание заказчиков на методику определения цены контракта с учетом открытых источников информации.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по бюджету города, местным налогам и сборам, муниципальной собственности (И.В. Климов).

Председатель городской Думы -
глава города Ростова-на-Дону
З.В.НЕЯРОХИНА


------------------------------------------------------------------