Постановление Администрации г. Новочеркасска от 13.10.2015 N 1999 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики города Новочеркасска на 2016 - 2018 годы"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НОВОЧЕРКАССКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2015 г. № 1999
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ГОРОДА НОВОЧЕРКАССКА НА 2016 - 2018 ГОДЫ
В соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 24 решения Городской Думы от 07.09.2007 № 286 "Об утверждении Положения "О бюджетном процессе в городе Новочеркасске", постановлением Администрации города от 09.07.2014 № 1540 "Об утверждении Порядка и сроков разработки прогноза социально-экономического развития города Новочеркасска и составления проекта местного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом муниципального образования "Город Новочеркасск", постановляю:
1. Утвердить:
1.1. основные направления бюджетной политики города Новочеркасска на 2016 - 2018 годы (приложение № 1);
1.2. основные направления налоговой политики города Новочеркасска на 2016 - 2018 годы (приложение № 2).
2. Заместителю главы Администрации города - начальнику Финансового управления Гайдиной В.М., заместителям главы Администрации города по курируемым направлениям обеспечить разработку проекта бюджета города на основе основных направлений бюджетной и налоговой политики города Новочеркасска на 2016 - 2018 годы.
3. Отделу информационной политики и общественных отношений Администрации города (Луконина О.В.) опубликовать настоящее постановление в газете "Официальный выпуск. Новочеркасские ведомости" и разместить на официальном сайте Администрации города.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы Администрации города Сляднева Л.В.
Мэр города Новочеркасска
В.В.КИРГИНЦЕВ
Постановление вносит
Финансовое управление
Администрации города
Приложение № 1
к постановлению
Администрации города
от 13.10.2015 № 1999
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА НОВОЧЕРКАССКА
НА 2016 - 2018 ГОДЫ
Основные направления бюджетной политики города Новочеркасска на 2016 - 2018 годы (далее - Основные направления бюджетной политики) сформированы в соответствии с Основными направлениями бюджетной политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р.
Целью Основных направлений бюджетной политики является описание условий, принимаемых для составления проекта бюджета города Новочеркасска (далее - местный бюджет) на 2016 год, основных подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров местного бюджета, а также обеспечения прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Задачами Основных направлений бюджетной политики является определение подходов к планированию доходов и расходов, источников финансирования местного бюджета.
1. Основные итоги реализации бюджетной политики
в 2014 году и в первом полугодии 2015 года
Основными результатами реализации бюджетной политики в 2014 году и в первом полугодии 2015 года стали обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы, безусловное исполнение принятых обязательств.
Исполнение местного бюджета за 2014 год составило: по доходам - 3374,7 млн. рублей и по расходам - 3473,3 млн. рублей, что на 7,5%, или на 251,8 млн. рублей выше показателей 2013 года по доходам и на 7,4%, или на 255,4 млн. рублей - по расходам. По результатам исполнения местного бюджета сложился дефицит 98,6 млн. рублей, размер которого не превысил ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
По итогам первого полугодия 2015 года исполнение местного бюджета за 2015 год составило: по доходам - 1760,6 млн. рублей и по расходам - 1759,1 млн. рублей. По результатам исполнения местного бюджета сложился профицит 1,5 млн. рублей.
В 2014 - 2015 годах проводилась взвешенная долговая политика, направленная на ограничение размера муниципального долга с учетом требований бюджетного законодательства и минимизацию расходов на обслуживание долговых обязательств.
Муниципальный долг города Новочеркасска на 1 января 2015 г. составил 358,2 млн. рублей, или на уровне 26,4% от нормативной величины, установленной бюджетным законодательством Российской Федерации.
Распоряжением Администрации города от 03.12.2013 № 97 утвержден План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики в городе Новочеркасске на 2013 - 2016 годы.
В результате принятых мер обеспечено выполнение первоочередных задач, поставленных Мэром города и определенных основными направлениями бюджетной и налоговой политики города Новочеркасска. В их числе выполнение Указов Президента Российской Федерации, безусловное исполнение социальных обязательств, решение вопросов экономического развития.
Просроченная задолженность по социально значимым и долговым обязательствам местного бюджета отсутствовала.
Начиная с формирования местного бюджета 2014 года, Администрацией города принято решение о формировании и исполнении местного бюджета в программном формате.
Охват расходов местного бюджета показателями 20 муниципальных программ в общем объеме расходов местного бюджета в 2014 году составил 97,2%. По состоянию на 1 июля 2015 г. доля "программных расходов" составила 97,0%.
Принято постановление Администрации города от 30.09.2013 № 1791 "Об утверждении муниципальной программы "Управление муниципальными финансами в городе Новочеркасске". По аналогии с федеральной и областной государственной программой, данная муниципальная программа является "обеспечивающей" и определяет принципиальные тенденции развития муниципальных финансов.
В рамках мероприятий по повышению открытости и прозрачности системы управления муниципальными финансами и в целях предоставления населению актуальной информации о местном бюджете и его исполнении в объективной и доступной для понимания форме начиная с 2014 года на регулярной основе на всех этапах бюджетного процесса размещается информация в рубрике "Бюджет для граждан".
Определяющим направлением бюджетной политики на современном этапе является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов. Постановлением Администрации города от 27.06.2014 № 1442 утверждена Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года в городе Новочеркасске.
2. Основные цели и задачи бюджетной политики
на 2016 - 2018 годы
Целями бюджетной политики являются: обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы; повышение эффективности управления муниципальными финансами с учетом преемственности реализуемых целей и задач, проводимой бюджетной политики в предыдущий период; безусловное исполнение принятых обязательств; поддержание накопленного уровня муниципального долга в пределах, установленных бюджетным законодательством; применение эффективных механизмов мобилизации и использования имеющихся финансовых ресурсов; обеспечение потребностей населения и организаций в муниципальных услугах, рост показателей их доступности и качества.
Данные цели будут достигаться через решение следующих основных задач:
1) поддержание сбалансированности и финансовой стабильности местного бюджета с применением мер, направленных на ограничение дефицита и уровня муниципального долга, и минимизации его обслуживания;
2) обеспечение приоритетности реализации задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.;
3) повышение налогового потенциала, в том числе за счет улучшения качества налогового администрирования и реализации комплекса мер бюджетного и налогового стимулирования притока инвестиций и их направления на реализацию программ проектов, способных увеличить поступление доходов в местный бюджет;
4) повышение качества исполнения муниципальных программ и расширение их использования в бюджетном планировании;
5) повышение эффективности и оптимизации бюджетных расходов, приведение уровня бюджетных расходов в соответствие с новыми реалиями и ограничение темпов роста расходов в номинальном выражении;
6) повышение качества и эффективности предоставления муниципальных услуг для рационального и экономного использования бюджетных средств;
7) обеспечение высокого качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств;
8) обоснованное принятие новых расходных обязательств, включая социальные расходы;
9) повышение результативности и экономической эффективности муниципального финансового контроля.
3. Политика в области доходов
Политика в области доходов в 2016 году и в плановом периоде 2017 - 2018 годов должна быть направлена на обеспечение поступления в местный бюджет всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, в том числе за счет повышения качества их администрирования.
Увеличению поступления доходов в местный бюджет должно способствовать осуществление следующих мер:
1) стимулирование налогоплательщиков к погашению задолженности по обязательным платежам в бюджет;
2) совершенствование контрольной работы в отношении организаций, снижающих налогооблагаемую базу, имеющих недоимку по налогам, а также выплачивающих заработную плату с нарушением трудового и налогового законодательства;
3) инвентаризация и вовлечение в хозяйственный оборот муниципальной собственности, увеличение поступлений доходов от их использования;
4) анализ обоснованности и эффективности применения и оптимизация установленных решениями Городской Думы налоговых льгот по местным налогам;
5) дальнейшее осуществление мероприятий по легализации "теневой" заработной платы в городе Новочеркасске.
4. Политика в области расходов
Бюджетная политика в области расходов на 2016 год и на плановый период 2017 - 2018 годов будет направлена на ограничение темпа роста расходов местного бюджета и последовательное снижение дефицита местного бюджета. В этой связи одним из ключевых вопросов в области расходов будет вопрос формирования структуры расходов, соответствующей приоритетам распределения ресурсов и максимально эффективно способствующей решению приоритетных задач социально-экономического развития города - создание условий для экономического роста, предоставлению качественных муниципальных услуг, обеспечению социальной стабильности.
Основными задачами ближайших лет по повышению эффективности бюджетных расходов являются:
1) Повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования.
Главным инструментом, который призван обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированности на достижение целей социально-экономической политики города Новочеркасска, должны стать муниципальные программы. В муниципальных программах следует более полно отразить комплекс мер и инструментов социально-экономической политики города Новочеркасска, повысив тем самым их качество, как документов стратегического планирования, обеспечить дальнейшую интеграцию муниципальных программ в процессе бюджетного планирования, в том числе регламентировать процесс выделения дополнительных финансовых ресурсов, увязав его с достижением целей и результатов соответствующих муниципальных программ, обеспечить их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.
2) Повышение эффективности оказания муниципальных услуг.
Будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств.
Данную задачу предполагается решить посредством оптимизации структуры бюджетной сети, сокращения расходов местного бюджета, направляемых муниципальными бюджетным и автономным учреждениям города в форме субсидий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), за счет привлечения альтернативных источников финансирования, создание необходимых стимулов к повышению экономической самостоятельности и ответственности муниципальных учреждений для роста эффективности их деятельности, повышения открытости и прозрачности при формировании и реализации муниципального задания на оказание соответствующих муниципальных услуг для повышения их доступности и качества для граждан.
В целях совершенствования системы оплаты труда в бюджетном секторе должна быть продолжена работа по переходу на "эффективный контракт", предполагающий увязку оплаты труда с результатами деятельности работника.
Должна быть завершена работа по формированию муниципального задания на предоставление муниципальных услуг (работ) физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг (работ) и нормативных затрат на предоставление муниципальных услуг на основе общих требований к определению нормативных затрат на предоставление муниципальных услуг в установленной сфере деятельности.
Данные меры позволят установить прозрачную методику определения стоимости каждой муниципальной услуги на основании нормативных затрат, рассчитанных в соответствии с единым базовым нормативом затрат, учитывающим экономически обоснованную себестоимость услуги, и корректирующих коэффициентов к нему.
3) Повышение эффективности процедур проведения муниципальных закупок.
4) Планирование расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт по объектам муниципальной собственности только с высокой степенью готовности и наличием проектно-сметной документации с положительным заключением экспертизы.
5) Повышение эффективности осуществления расходов в области управления.
6) Оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления и муниципальных учреждений города, в том числе за счет нормирования ряда текущих аппаратных расходов.
7) Развитие внутреннего финансового контроля и обеспечение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств местного бюджета.
8) Обеспечение открытости и прозрачности муниципальных финансов.
В целях повышения уровня открытости и понятности бюджетных данных должна быть продолжена регулярная публикация электронной информационной брошюры "Бюджет для граждан".
5. Политика в области управления муниципальным долгом
Замедление темпов роста экономики определяет основные условия реализации политики в области управления муниципальным долгом в 2016 - 2018 годах.
В целом реализация долговой политики в 2016 - 2018 годах будет осуществляться в рамках решения ключевых задач по поддержанию долговой нагрузки в установленных законодательством пределах с формированием предпосылок к его сокращению, недопущению существенного роста расходов на обслуживание муниципального долга, проведению работы по своевременному реагированию на снижение ключевой ставки ЦБ, соблюдению показателей, установленных Программой повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года в городе Новочеркасске.
Управляющий делами
Администрации города
А.В.ДЕМЧЕНКО
Приложение № 2
к постановлению
Администрации города
от 13.10.2015 № 1999
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА НОВОЧЕРКАССКА
НА 2016 - 2018 ГОДЫ
Основные направления налоговой политики города Новочеркасска на 2016 - 2018 годы (далее - Основные направления налоговой политики) подготовлены в целях составления проекта местного бюджета.
Основные направления налоговой политики разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, решением Городской Думы от 07.09.2007 № 286 "Об утверждении Положения "О бюджетном процессе в городе Новочеркасске", с учетом приоритетов государственной политики, определенных Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 - 2018 годов.
Основными целями налоговой политики являются:
создание условий для стимулирования экономического роста, предпринимательской и инвестиционной деятельности;
реализация мер, направленных на сохранение доходного потенциала города;
повышение качества администрирования налоговых и неналоговых доходов местного бюджета.
1. Итоги реализации налоговой политики
города Новочеркасска в 2014 году и
первой половине 2015 года
Реализация налоговой политики города в 2014 году и в первой половине 2015 года основывалась на налоговой политике Российской Федерации в этот период с учетом целей и задач, установленных Основными направлениями бюджетной и налоговой политики города Новочеркасска на 2014 - 2016 годы, а также Основными направлениями бюджетной и налоговой политики города Новочеркасска на 2015 - 2017 годы.
В целях повышения поступления налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет были разработаны и утверждены:
планы мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также по сокращению недоимки в местный бюджет;
планы совместных действий Администрации города и налоговой инспекции по увеличению доходов консолидированного бюджета Ростовской области и повышению эффективности налогового администрирования в городе Новочеркасске.
Вышеуказанные планы мероприятий по наращиванию налогового потенциала и привлечению дополнительных доходов в местный бюджет предусматривают комплекс мер по обеспечению дополнительного поступления доходов в местный бюджет в результате взаимодействия с налоговой инспекцией по увеличению собираемости текущих платежей и наиболее полной мобилизации недоимки прошлых лет, осуществления работ по эффективному распоряжению муниципальным имуществом.
В целях сокращения налоговой задолженности и повышения собираемости налогов Администрацией города совместно с налоговой инспекцией в 2014 году принимались следующие меры:
систематически проводился обмен информацией с налоговой инспекцией по крупным должникам для дальнейшей работы с ними;
обеспечивалась постоянная работа Координационного совета при Администрации города по вопросам собираемости налогов и других обязательных платежей (далее - Координационный совет) с участием представителей налоговой инспекции, службы судебных приставов, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. За 2014 год проведено 14 заседаний Координационного совета, на которых присутствовало 235 руководителей хозяйствующих субъектов, в результате обеспечено погашение задолженности в местный бюджет в размере 35,2 млн. рублей. За первое полугодие 2015 года проведено 6 заседаний Координационного совета, на которых рассмотрена задолженность 125 налогоплательщиков, в местный бюджет поступили дополнительные платежи в сумме 24,3 млн. рублей;
организована работа совместных комиссий по легализации налоговой базы по налогам на прибыль организаций и на доходы физических лиц;
проводилась планомерная работа по повышению заработной платы (утверждена программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в муниципальных учреждениях города; подписаны документы, регламентирующие социально-трудовые отношения, в том числе вопросы уровня заработной платы (всего к соглашениям всех уровней присоединились 870 организаций города).
В целях мобилизации поступлений в местный бюджет арендных платежей, Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации города приняты следующие меры:
разработан план мероприятий по снижению задолженности по арендным платежам в 2015 году;
претензионно-исковая работа с арендаторами-должниками с целью взыскания задолженности по арендной плате;
работа по переуступке прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков при условии погашения задолженности по арендной плате прежним арендатором либо с переводом долга на нового правообладателя земельного участка;
проводятся судебные разбирательства о взыскании задолженности по арендной плате, пени и неосновательного обогащения.
Также на постоянной основе проводятся заседания комиссии по мобилизации поступлений неналоговых платежей в местный бюджет, где рассматриваются вопросы о взыскании денежных средств с арендаторов-неплательщиков, причины возникновения недоимки и принимаемые меры по ее снижению.
Реализация планов мероприятий по наращиванию налогового потенциала и привлечению дополнительных доходов позволила дополнительно привлечь в местный бюджет в 2014 году 57,4 млн. рублей и в первом полугодии 2015 года 28,2 млн. рублей.
2. Задачи налоговой политики города Новочеркасска
на 2016 - 2018 годы
Основные задачи налоговой политики города на 2016 - 2018 годы:
увеличение налогового потенциала города;
поддержка инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, повышение эффективности использования объектов муниципальной собственности;
обеспечение условий для полного и стабильного поступления в местный бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Налоговая политика города в 2016 - 2018 годах:
базируется на основе налоговой политики Российской Федерации, сохраняет преемственность приоритетов основных целей и задач налоговой политики города, предусмотренных в предыдущие годы;
определяется правами и обязанностями органов местного самоуправления в части установления ставок налогов, льготных категорий налогоплательщиков, условий применения налоговых льгот в рамках закрепленных федеральным законодательством полномочий.
В очередном трехлетнем периоде в городе будет продолжена взвешенная политика при установлении новых налоговых льгот и преференций и уделено особое внимание оценке эффективности действующих льгот по местным налогам и иных стимулирующих механизмов. При этом будут учитываться приоритеты, подходы к установлению (отмене) налоговых льгот, определенные Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов - стимулирование экономического роста, введение льготы на временной основе и ее продление с учетом анализа эффективности данной льготы и т.п.
В рамках предоставленных полномочий на местном уровне будет продолжена работа по установлению экономически обоснованных ставок:
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и корректирующего коэффициента базовой доходности в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
налога на имущество физических лиц, в связи с применением в 2015 году коэффициента-дефлятора для пересчета инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685;
земельного налога.
В рамках планируемого перехода к налогообложению недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости объектов будет продолжено проведение подготовительных мероприятий в части актуальности, достоверности сведений в отношении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения. Концепция перехода учитывает подходы и задачи, предусмотренные в федеральных документах.
В целях повышения качества администрирования налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в 2016 - 2018 годах будут приняты меры по:
увеличению собираемости платежей в местный бюджет, в том числе с физических лиц;
сокращению задолженности по налоговым платежам, усилению претензионно-исковой работы с неплательщиками налогов, сборов и иных обязательных платежей и осуществлению мер принудительного взыскания задолженности;
совершенствованию системы управления и распоряжения муниципальным имуществом;
организации эффективного взаимодействия, органов местного самоуправления и территориальных федеральных органов исполнительной власти в вопросах мобилизации доходов в местный бюджет.
Реализация налоговой политики города в 2016 - 2018 годах должна способствовать достижению стабильного социально-экономического развития города, высокому уровню его налогового потенциала и повышению уровня жизни населения.
Управляющий делами
Администрации города
А.В.ДЕМЧЕНКО
------------------------------------------------------------------
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НОВОЧЕРКАССКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2015 г. № 1999
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ГОРОДА НОВОЧЕРКАССКА НА 2016 - 2018 ГОДЫ
В соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 24 решения Городской Думы от 07.09.2007 № 286 "Об утверждении Положения "О бюджетном процессе в городе Новочеркасске", постановлением Администрации города от 09.07.2014 № 1540 "Об утверждении Порядка и сроков разработки прогноза социально-экономического развития города Новочеркасска и составления проекта местного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом муниципального образования "Город Новочеркасск", постановляю:
1. Утвердить:
1.1. основные направления бюджетной политики города Новочеркасска на 2016 - 2018 годы (приложение № 1);
1.2. основные направления налоговой политики города Новочеркасска на 2016 - 2018 годы (приложение № 2).
2. Заместителю главы Администрации города - начальнику Финансового управления Гайдиной В.М., заместителям главы Администрации города по курируемым направлениям обеспечить разработку проекта бюджета города на основе основных направлений бюджетной и налоговой политики города Новочеркасска на 2016 - 2018 годы.
3. Отделу информационной политики и общественных отношений Администрации города (Луконина О.В.) опубликовать настоящее постановление в газете "Официальный выпуск. Новочеркасские ведомости" и разместить на официальном сайте Администрации города.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы Администрации города Сляднева Л.В.
Мэр города Новочеркасска
В.В.КИРГИНЦЕВ
Постановление вносит
Финансовое управление
Администрации города
Приложение № 1
к постановлению
Администрации города
от 13.10.2015 № 1999
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА НОВОЧЕРКАССКА
НА 2016 - 2018 ГОДЫ
Основные направления бюджетной политики города Новочеркасска на 2016 - 2018 годы (далее - Основные направления бюджетной политики) сформированы в соответствии с Основными направлениями бюджетной политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р.
Целью Основных направлений бюджетной политики является описание условий, принимаемых для составления проекта бюджета города Новочеркасска (далее - местный бюджет) на 2016 год, основных подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров местного бюджета, а также обеспечения прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Задачами Основных направлений бюджетной политики является определение подходов к планированию доходов и расходов, источников финансирования местного бюджета.
1. Основные итоги реализации бюджетной политики
в 2014 году и в первом полугодии 2015 года
Основными результатами реализации бюджетной политики в 2014 году и в первом полугодии 2015 года стали обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы, безусловное исполнение принятых обязательств.
Исполнение местного бюджета за 2014 год составило: по доходам - 3374,7 млн. рублей и по расходам - 3473,3 млн. рублей, что на 7,5%, или на 251,8 млн. рублей выше показателей 2013 года по доходам и на 7,4%, или на 255,4 млн. рублей - по расходам. По результатам исполнения местного бюджета сложился дефицит 98,6 млн. рублей, размер которого не превысил ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
По итогам первого полугодия 2015 года исполнение местного бюджета за 2015 год составило: по доходам - 1760,6 млн. рублей и по расходам - 1759,1 млн. рублей. По результатам исполнения местного бюджета сложился профицит 1,5 млн. рублей.
В 2014 - 2015 годах проводилась взвешенная долговая политика, направленная на ограничение размера муниципального долга с учетом требований бюджетного законодательства и минимизацию расходов на обслуживание долговых обязательств.
Муниципальный долг города Новочеркасска на 1 января 2015 г. составил 358,2 млн. рублей, или на уровне 26,4% от нормативной величины, установленной бюджетным законодательством Российской Федерации.
Распоряжением Администрации города от 03.12.2013 № 97 утвержден План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики в городе Новочеркасске на 2013 - 2016 годы.
В результате принятых мер обеспечено выполнение первоочередных задач, поставленных Мэром города и определенных основными направлениями бюджетной и налоговой политики города Новочеркасска. В их числе выполнение Указов Президента Российской Федерации, безусловное исполнение социальных обязательств, решение вопросов экономического развития.
Просроченная задолженность по социально значимым и долговым обязательствам местного бюджета отсутствовала.
Начиная с формирования местного бюджета 2014 года, Администрацией города принято решение о формировании и исполнении местного бюджета в программном формате.
Охват расходов местного бюджета показателями 20 муниципальных программ в общем объеме расходов местного бюджета в 2014 году составил 97,2%. По состоянию на 1 июля 2015 г. доля "программных расходов" составила 97,0%.
Принято постановление Администрации города от 30.09.2013 № 1791 "Об утверждении муниципальной программы "Управление муниципальными финансами в городе Новочеркасске". По аналогии с федеральной и областной государственной программой, данная муниципальная программа является "обеспечивающей" и определяет принципиальные тенденции развития муниципальных финансов.
В рамках мероприятий по повышению открытости и прозрачности системы управления муниципальными финансами и в целях предоставления населению актуальной информации о местном бюджете и его исполнении в объективной и доступной для понимания форме начиная с 2014 года на регулярной основе на всех этапах бюджетного процесса размещается информация в рубрике "Бюджет для граждан".
Определяющим направлением бюджетной политики на современном этапе является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов. Постановлением Администрации города от 27.06.2014 № 1442 утверждена Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года в городе Новочеркасске.
2. Основные цели и задачи бюджетной политики
на 2016 - 2018 годы
Целями бюджетной политики являются: обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы; повышение эффективности управления муниципальными финансами с учетом преемственности реализуемых целей и задач, проводимой бюджетной политики в предыдущий период; безусловное исполнение принятых обязательств; поддержание накопленного уровня муниципального долга в пределах, установленных бюджетным законодательством; применение эффективных механизмов мобилизации и использования имеющихся финансовых ресурсов; обеспечение потребностей населения и организаций в муниципальных услугах, рост показателей их доступности и качества.
Данные цели будут достигаться через решение следующих основных задач:
1) поддержание сбалансированности и финансовой стабильности местного бюджета с применением мер, направленных на ограничение дефицита и уровня муниципального долга, и минимизации его обслуживания;
2) обеспечение приоритетности реализации задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.;
3) повышение налогового потенциала, в том числе за счет улучшения качества налогового администрирования и реализации комплекса мер бюджетного и налогового стимулирования притока инвестиций и их направления на реализацию программ проектов, способных увеличить поступление доходов в местный бюджет;
4) повышение качества исполнения муниципальных программ и расширение их использования в бюджетном планировании;
5) повышение эффективности и оптимизации бюджетных расходов, приведение уровня бюджетных расходов в соответствие с новыми реалиями и ограничение темпов роста расходов в номинальном выражении;
6) повышение качества и эффективности предоставления муниципальных услуг для рационального и экономного использования бюджетных средств;
7) обеспечение высокого качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств;
8) обоснованное принятие новых расходных обязательств, включая социальные расходы;
9) повышение результативности и экономической эффективности муниципального финансового контроля.
3. Политика в области доходов
Политика в области доходов в 2016 году и в плановом периоде 2017 - 2018 годов должна быть направлена на обеспечение поступления в местный бюджет всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, в том числе за счет повышения качества их администрирования.
Увеличению поступления доходов в местный бюджет должно способствовать осуществление следующих мер:
1) стимулирование налогоплательщиков к погашению задолженности по обязательным платежам в бюджет;
2) совершенствование контрольной работы в отношении организаций, снижающих налогооблагаемую базу, имеющих недоимку по налогам, а также выплачивающих заработную плату с нарушением трудового и налогового законодательства;
3) инвентаризация и вовлечение в хозяйственный оборот муниципальной собственности, увеличение поступлений доходов от их использования;
4) анализ обоснованности и эффективности применения и оптимизация установленных решениями Городской Думы налоговых льгот по местным налогам;
5) дальнейшее осуществление мероприятий по легализации "теневой" заработной платы в городе Новочеркасске.
4. Политика в области расходов
Бюджетная политика в области расходов на 2016 год и на плановый период 2017 - 2018 годов будет направлена на ограничение темпа роста расходов местного бюджета и последовательное снижение дефицита местного бюджета. В этой связи одним из ключевых вопросов в области расходов будет вопрос формирования структуры расходов, соответствующей приоритетам распределения ресурсов и максимально эффективно способствующей решению приоритетных задач социально-экономического развития города - создание условий для экономического роста, предоставлению качественных муниципальных услуг, обеспечению социальной стабильности.
Основными задачами ближайших лет по повышению эффективности бюджетных расходов являются:
1) Повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования.
Главным инструментом, который призван обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированности на достижение целей социально-экономической политики города Новочеркасска, должны стать муниципальные программы. В муниципальных программах следует более полно отразить комплекс мер и инструментов социально-экономической политики города Новочеркасска, повысив тем самым их качество, как документов стратегического планирования, обеспечить дальнейшую интеграцию муниципальных программ в процессе бюджетного планирования, в том числе регламентировать процесс выделения дополнительных финансовых ресурсов, увязав его с достижением целей и результатов соответствующих муниципальных программ, обеспечить их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.
2) Повышение эффективности оказания муниципальных услуг.
Будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств.
Данную задачу предполагается решить посредством оптимизации структуры бюджетной сети, сокращения расходов местного бюджета, направляемых муниципальными бюджетным и автономным учреждениям города в форме субсидий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), за счет привлечения альтернативных источников финансирования, создание необходимых стимулов к повышению экономической самостоятельности и ответственности муниципальных учреждений для роста эффективности их деятельности, повышения открытости и прозрачности при формировании и реализации муниципального задания на оказание соответствующих муниципальных услуг для повышения их доступности и качества для граждан.
В целях совершенствования системы оплаты труда в бюджетном секторе должна быть продолжена работа по переходу на "эффективный контракт", предполагающий увязку оплаты труда с результатами деятельности работника.
Должна быть завершена работа по формированию муниципального задания на предоставление муниципальных услуг (работ) физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг (работ) и нормативных затрат на предоставление муниципальных услуг на основе общих требований к определению нормативных затрат на предоставление муниципальных услуг в установленной сфере деятельности.
Данные меры позволят установить прозрачную методику определения стоимости каждой муниципальной услуги на основании нормативных затрат, рассчитанных в соответствии с единым базовым нормативом затрат, учитывающим экономически обоснованную себестоимость услуги, и корректирующих коэффициентов к нему.
3) Повышение эффективности процедур проведения муниципальных закупок.
4) Планирование расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт по объектам муниципальной собственности только с высокой степенью готовности и наличием проектно-сметной документации с положительным заключением экспертизы.
5) Повышение эффективности осуществления расходов в области управления.
6) Оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления и муниципальных учреждений города, в том числе за счет нормирования ряда текущих аппаратных расходов.
7) Развитие внутреннего финансового контроля и обеспечение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств местного бюджета.
8) Обеспечение открытости и прозрачности муниципальных финансов.
В целях повышения уровня открытости и понятности бюджетных данных должна быть продолжена регулярная публикация электронной информационной брошюры "Бюджет для граждан".
5. Политика в области управления муниципальным долгом
Замедление темпов роста экономики определяет основные условия реализации политики в области управления муниципальным долгом в 2016 - 2018 годах.
В целом реализация долговой политики в 2016 - 2018 годах будет осуществляться в рамках решения ключевых задач по поддержанию долговой нагрузки в установленных законодательством пределах с формированием предпосылок к его сокращению, недопущению существенного роста расходов на обслуживание муниципального долга, проведению работы по своевременному реагированию на снижение ключевой ставки ЦБ, соблюдению показателей, установленных Программой повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года в городе Новочеркасске.
Управляющий делами
Администрации города
А.В.ДЕМЧЕНКО
Приложение № 2
к постановлению
Администрации города
от 13.10.2015 № 1999
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА НОВОЧЕРКАССКА
НА 2016 - 2018 ГОДЫ
Основные направления налоговой политики города Новочеркасска на 2016 - 2018 годы (далее - Основные направления налоговой политики) подготовлены в целях составления проекта местного бюджета.
Основные направления налоговой политики разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, решением Городской Думы от 07.09.2007 № 286 "Об утверждении Положения "О бюджетном процессе в городе Новочеркасске", с учетом приоритетов государственной политики, определенных Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 - 2018 годов.
Основными целями налоговой политики являются:
создание условий для стимулирования экономического роста, предпринимательской и инвестиционной деятельности;
реализация мер, направленных на сохранение доходного потенциала города;
повышение качества администрирования налоговых и неналоговых доходов местного бюджета.
1. Итоги реализации налоговой политики
города Новочеркасска в 2014 году и
первой половине 2015 года
Реализация налоговой политики города в 2014 году и в первой половине 2015 года основывалась на налоговой политике Российской Федерации в этот период с учетом целей и задач, установленных Основными направлениями бюджетной и налоговой политики города Новочеркасска на 2014 - 2016 годы, а также Основными направлениями бюджетной и налоговой политики города Новочеркасска на 2015 - 2017 годы.
В целях повышения поступления налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет были разработаны и утверждены:
планы мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также по сокращению недоимки в местный бюджет;
планы совместных действий Администрации города и налоговой инспекции по увеличению доходов консолидированного бюджета Ростовской области и повышению эффективности налогового администрирования в городе Новочеркасске.
Вышеуказанные планы мероприятий по наращиванию налогового потенциала и привлечению дополнительных доходов в местный бюджет предусматривают комплекс мер по обеспечению дополнительного поступления доходов в местный бюджет в результате взаимодействия с налоговой инспекцией по увеличению собираемости текущих платежей и наиболее полной мобилизации недоимки прошлых лет, осуществления работ по эффективному распоряжению муниципальным имуществом.
В целях сокращения налоговой задолженности и повышения собираемости налогов Администрацией города совместно с налоговой инспекцией в 2014 году принимались следующие меры:
систематически проводился обмен информацией с налоговой инспекцией по крупным должникам для дальнейшей работы с ними;
обеспечивалась постоянная работа Координационного совета при Администрации города по вопросам собираемости налогов и других обязательных платежей (далее - Координационный совет) с участием представителей налоговой инспекции, службы судебных приставов, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. За 2014 год проведено 14 заседаний Координационного совета, на которых присутствовало 235 руководителей хозяйствующих субъектов, в результате обеспечено погашение задолженности в местный бюджет в размере 35,2 млн. рублей. За первое полугодие 2015 года проведено 6 заседаний Координационного совета, на которых рассмотрена задолженность 125 налогоплательщиков, в местный бюджет поступили дополнительные платежи в сумме 24,3 млн. рублей;
организована работа совместных комиссий по легализации налоговой базы по налогам на прибыль организаций и на доходы физических лиц;
проводилась планомерная работа по повышению заработной платы (утверждена программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в муниципальных учреждениях города; подписаны документы, регламентирующие социально-трудовые отношения, в том числе вопросы уровня заработной платы (всего к соглашениям всех уровней присоединились 870 организаций города).
В целях мобилизации поступлений в местный бюджет арендных платежей, Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации города приняты следующие меры:
разработан план мероприятий по снижению задолженности по арендным платежам в 2015 году;
претензионно-исковая работа с арендаторами-должниками с целью взыскания задолженности по арендной плате;
работа по переуступке прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков при условии погашения задолженности по арендной плате прежним арендатором либо с переводом долга на нового правообладателя земельного участка;
проводятся судебные разбирательства о взыскании задолженности по арендной плате, пени и неосновательного обогащения.
Также на постоянной основе проводятся заседания комиссии по мобилизации поступлений неналоговых платежей в местный бюджет, где рассматриваются вопросы о взыскании денежных средств с арендаторов-неплательщиков, причины возникновения недоимки и принимаемые меры по ее снижению.
Реализация планов мероприятий по наращиванию налогового потенциала и привлечению дополнительных доходов позволила дополнительно привлечь в местный бюджет в 2014 году 57,4 млн. рублей и в первом полугодии 2015 года 28,2 млн. рублей.
2. Задачи налоговой политики города Новочеркасска
на 2016 - 2018 годы
Основные задачи налоговой политики города на 2016 - 2018 годы:
увеличение налогового потенциала города;
поддержка инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, повышение эффективности использования объектов муниципальной собственности;
обеспечение условий для полного и стабильного поступления в местный бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Налоговая политика города в 2016 - 2018 годах:
базируется на основе налоговой политики Российской Федерации, сохраняет преемственность приоритетов основных целей и задач налоговой политики города, предусмотренных в предыдущие годы;
определяется правами и обязанностями органов местного самоуправления в части установления ставок налогов, льготных категорий налогоплательщиков, условий применения налоговых льгот в рамках закрепленных федеральным законодательством полномочий.
В очередном трехлетнем периоде в городе будет продолжена взвешенная политика при установлении новых налоговых льгот и преференций и уделено особое внимание оценке эффективности действующих льгот по местным налогам и иных стимулирующих механизмов. При этом будут учитываться приоритеты, подходы к установлению (отмене) налоговых льгот, определенные Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов - стимулирование экономического роста, введение льготы на временной основе и ее продление с учетом анализа эффективности данной льготы и т.п.
В рамках предоставленных полномочий на местном уровне будет продолжена работа по установлению экономически обоснованных ставок:
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и корректирующего коэффициента базовой доходности в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
налога на имущество физических лиц, в связи с применением в 2015 году коэффициента-дефлятора для пересчета инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685;
земельного налога.
В рамках планируемого перехода к налогообложению недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости объектов будет продолжено проведение подготовительных мероприятий в части актуальности, достоверности сведений в отношении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения. Концепция перехода учитывает подходы и задачи, предусмотренные в федеральных документах.
В целях повышения качества администрирования налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в 2016 - 2018 годах будут приняты меры по:
увеличению собираемости платежей в местный бюджет, в том числе с физических лиц;
сокращению задолженности по налоговым платежам, усилению претензионно-исковой работы с неплательщиками налогов, сборов и иных обязательных платежей и осуществлению мер принудительного взыскания задолженности;
совершенствованию системы управления и распоряжения муниципальным имуществом;
организации эффективного взаимодействия, органов местного самоуправления и территориальных федеральных органов исполнительной власти в вопросах мобилизации доходов в местный бюджет.
Реализация налоговой политики города в 2016 - 2018 годах должна способствовать достижению стабильного социально-экономического развития города, высокому уровню его налогового потенциала и повышению уровня жизни населения.
Управляющий делами
Администрации города
А.В.ДЕМЧЕНКО
------------------------------------------------------------------